Жизнь

Облздрав выявляет не нуждающихся в непрерывном тестировании детей-диабетиков, чтобы сэкономить 135 миллионов рублей

По словам врио губернатора, подобные системы не являются для них обязательными по стандарту Минздрава

Во Владимирской области руководители системы здравоохранения обсуждают с Минздравом критерии определения нуждаемости больных диабетом пациентов в системах непрерывного мониторинга глюкозы (НМГ). Некоторые родители настаивают на обеспечении их больных детей такими аппаратами. В Белом же доме не уверены, что непрерывный мониторинг нужен всем пациентам. На пресс-конференции 30 мая врио губернатора Александр Авдеев рассказал, что для обеспечения аппаратами лишь в самых сложных случаях из областного бюджета потребуется выделить 15 миллионов рублей, а при тотальной закупке для всех − 150 миллионов рублей ежегодно.

Глава региона продемонстрировал осведомленность о проблеме, а сам вопрос назвал «волнующим всех». Александр Авдеев поднял эту тему во время пресс-конференции самостоятельно, во вступительном слове. Он также заявил, что одна из компаний-производителей систем непрерывного мониторинга глюкозы провоцирует родителей требовать обеспечения аппаратами, несмотря на то, что в отдельных случаях они не обладают достаточной точностью измерения:

«Если бы это было полностью прописано в нормах и требованиях Минздрава, то давно бы уже все делали. А так, получается, только путем определения оптимального решения по конкретной ситуации. И сам Минздрав признает: «Ну да, некоторые регионы находят [финансирование]. Есть регионы, которые побогаче, − они находят». Но я могу сказать, что, к примеру, Москва, один из самых богатых у нас регионов, не закупает НМГ, на удивление.

На что ссылаются родители детей, больных диабетом? Вот есть стандарт. Раньше стандарт А‑090523 предусматривал исследование уровня глюкозы в крови в 100% случаев. И тест-полоски выписывались. Вы знаете, они выписываются [и сейчас], они положены всем. Контроль два, четыре, шесть раз в день. Это классический контроль: тест-полоска, прокол, датчик глюкометра. Дальше добавляется этот пункт 001 как дополнительная мера, не отменяющая тест-полоски. [В стандарте сказано:] исследование уровня глюкозы в крови, ключевое слово «в крови», методом непрерывного мониторирования. Потом идут массовые обращения, могу честно сказать, подогретые производителем FreeStyle Libre, что «вот, они обеспечивают [не всех детей]…».

Читаем, что написано в сертификате на данный прибор: «Сканер используется в сочетании с датчиком, предназначен для измерения уровня глюкозы в интерстициальной (межклеточной) жидкости у пациентов». Это подкожная жидкость, это не кровь. Больше того, скажу, что у нас есть примеры, когда в семье приобретали для ребенка такой аппарат, и за год ситуация ухудшилась у ребенка. Потому что это не дает 100% корреляции инсулинотерапии. Только исследование крови дает более точные показания. Больше того, вот здесь этого нет, но в другом пункте [говорится, что] этот датчик не используется для детей до четырех лет. Только старше. Вот отсюда весь сыр-бор. Кто-то требует именно этот датчик, а он не предназначен для исследования крови. Сноски на то, что «а по слюне»… Как их трактовать?».

Облздрав выявляет не нуждающихся в непрерывном тестировании детей-диабетиков, чтобы сэкономить 135 миллионов рублей
Фото – avo.ru

По словам Александра Авдеева, сейчас в регионе 470 детей больны диабетом. 10% из них получили бесплатные системы непрерывного мониторинга, так как они однозначно показаны таким пациентам. Насчет нуждаемости остальных − вопрос неоднозначный:

«Из примерно 470 детей, которые имеют такой диагноз, 46 детей у нас постоянно находятся на контроле и получают инсулинотерапию с помощью помп, [пользуются] датчиками непрерывного мониторинга и так далее. Постоянно с 2013 года пользуются те, кому это безусловно нужно. Сам непрерывный мониторинг глюкозы нужен тем, у кого нестабильный сахар. Есть гликемия, которая делает жизнь более депрессивной. Кто-то переносит в более легкой форме, им постоянный мониторинг не требуется. Более того, постоянный мониторинг не отменяет пункт про исследование уровня глюкозы в крови с помощью тест-полосок.

Мы сейчас находимся в исследовании этого процесса и в консультациях с Минздравом для того, чтобы определить, кому что нужно, можно ли менять исследования крови на исследование межклеточной жидкости. Еще раз повторю − если бы был стандарт и все должны были так делать, все бы давно все закупили. Чтобы было понимание − цена вопроса, в зависимости от принятого решения, колеблется от 15 до 150 миллионов в год, если закупать все датчики кому положено и кому не положено.

Тут еще такая вещь. Есть еще перечень Минздрава, их [систем непрерывного мониторинга] в перечне нет. Если проще сказать, когда вы болеете и приходите в больницу, вам обязаны выписать лекарство бесплатно, которое находится в перечне. Вам выписывают анальгин, приходите в аптеку и вам его бесплатно дают. Если вы хотите купить пенталгин или баралгин − это за свой счет. В данном случае то же самое. Если вам положены бесплатные тест-системы, полоски − то это бесплатно, и это есть в стандарте и перечне Минздрава. Если вы хотите другим способом измерять уровень сахара, и надо еще читать описание у производителя, то это уже за ваш счет. Тем не менее, 46 детей у нас постоянно пользуются этим, <…> (неразборчиво) другими датчиками другого производителя, и так далее. И мы сейчас выработаем свои внутренние стандарты, кому из детей и взрослых положено. Действительно, есть такие показания, когда лучше иметь непрерывный контроль. Этот процент нужно посмотреть по клиническим показаниям.

Цена вопроса от 15 до 150 миллионов рублей в год. Где их просто так взять? Если кто-то подскажет − буду благодарен».

Облздрав выявляет не нуждающихся в непрерывном тестировании детей-диабетиков, чтобы сэкономить 135 миллионов рублей
Фото – avo.ru

Закупки систем непрерывного мониторинга глюкозы − не единственная проблема, которая беспокоит родителей больных диабетом детей во Владимирской области. В настоящее время облздрав испытывает сложности и с закупкой инсулиновых помп системы Accu-Chek. Об этом во время выступления перед депутатами Законодательного собрания рассказал и.о. главы облздрава Артем Осипов.

Руководитель облздрава констатировал, что с закупочным дефицитом столкнулась не только Владимирская, но и соседние Рязанская и Московская области. В столице врачи срочно подбирают альтернативный способ оказания медпомощи детям.

Back to top button