Во Владимирской области, по данным на конец 2021 года, 374 ребенка находились в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. При этом 851 семья оформила документы для усыновления таких детей, следует из данных Росстата и Министерства просвещения. Информацию в удобном виде представил проект «Если быть точным».
Охотнее всего детей забирают в семьи на Северном Кавказе, сложнее всего ситуация обстоит в Сибири и на Дальнем Востоке. Подобная тенденция наблюдается и в выраженности проблемы социального сиротства (при живых родителях). Здесь наиболее благоприятная ситуация в Краснодарском крае, Московской области и в регионах Северного Кавказа. Низкий уровень социального сиротства коррелирует с высокой религиозностью. По данным на 2021 год, 2% всех детей в России в течение жизни переживали опыт сиротства.
При более чем двукратном превышении числа желающих усыновить ребенка над количеством нуждающихся в усыновлении Владимирская область находится в середине общероссийского рейтинга по усыновлению. В нашем регионе 70% детей находят новых родителей в течение года после признания их сиротами. Часто усыновителями выступают родственники несовершеннолетних.
7% детей остаются без усыновления. С 2016 года этот показатель не меняется. В то же время с 2014-го значительно снизилось количество организаций, занимающихся выявлением и устройством сирот (с 24 до 8), а также количество усыновлений (с 595 человек в 2014 году до 338 в 2021‑м). Примерно в тех же пропорциях снизилось и число нуждающихся в усыновлении. Если в 2014‑м 37% вставших на учет семей взяли в дом ребенка, то к 2021 году этот показатель снизился до 18%.
Социальные сироты могут как найти новую семью, так и вернуться к своим биологическим родителям. Граждане могут восстановить свои права в суде, доказав, что устранили препятствия, мешающие воспитанию детей. С 2014 года доля родителей, восстановленных в своих правах, колеблется около отметки в 5%. Это средний показатель по России.
Значительное улучшение с 2014 года произошло в обеспечении сирот жильем. Если восемь лет назад в течение года получали положенные по закону квартиры лишь 13% совершеннолетних, то к 2019 году этот показатель достиг 20%. Четверо из пяти сирот ждут жилье дольше.