Данила Авдеев: «Омоложение» электората – вызов для кандидатов и организаторов выборов
Преподаватель Юридического института ВлГУ о новых электоральных тенденциях
«Омоложение» электората – это не только вызов для кандидатов, которые должны ответить на запросы тех, кто отличается «клиповым мышлением» и
не привык смотреть видео длиннее 15 секунд, но и актуальная задача для организаторов выборов.
Как сделать процесс голосования удобным для молодого избирателя, открытым и прозрачным? Решение – не только в цифровизации выборов, повсеместном внедрении систем дистанционного электронного голосования (хотя это дело, как представляется, обозримого будущего), но и в наличии механизмов вовлечения молодых людей в проведение выборов.
Причем не так важно, в какой роли: сегодня есть и молодые избиратели, и кандидаты, и наблюдатели, и члены избирательных комиссий. Их участие в электоральных процессах – не только «социальный лифт» для них, но и действенный способ поддержать репутацию института выборов, повысить доверие населения к публичной власти в целом.
Поэтому важно сохранять имеющиеся и создавать новые механизмы привлечения молодых людей к организации выборов, общественному контролю за ходом голосования. Мы видим, что такие механизмы в области есть. Например, общественный штаб по наблюдению за выборами, который в ходе избирательной кампании сотрудничал с различными общественными организациями, в том числе и с широким участием молодёжи. Это дает возможность молодежи узнать в своей же среде, от своих сверстников и на понятном языке насколько прозрачно организован процесс голосования.
Определенным стимулирующим потенциалом может обладать геймификация (внедрение игровых элементов в неигровые процессы). Даже небольшие сувениры, которые получат молодые избиратели, современный мерч может сыграть определенную роль. Бонусы – как материальные, так нематериальные – имеют ограниченный потенциал применения в сфере публичной власти, они не должны «вытеснять» истинных целей общественного участия. Отдельные игровые элементы – квесты, познавательные конкурсы, игры для организации общественных дискуссий – могут так или иначе применяться для целей публичного управления. Они рассчитаны прежде всего на «digital natives» – поколение, рождённое и отчасти существующее в геймифицированной цифровой среде.
Хотя, конечно, нельзя не учитывать, что основным мотивом участия граждан в выборах остаётся желание повлиять на развитие своей территории, региона, страны путём формирования органов власти.
Уверен, что утверждения про пассивное отношение молодёжи к общественно-политической жизни преувеличены. Напротив, появляются новые формы активности, в строгом смысле не являющиеся электоральными: опросы общественного мнения в социальных сетях, «городские референдумы» и публичные слушания, ресурсы для обратной связи с органами власти (например, портал «Владимир – это мы»). Они всё больший отклик находят среди молодежи.
В любом случае, формирование «культуры участия» – многоступенчатый процесс. Сегодня ты голосуешь за старосту в классе, завтра – за проект благоустройства детской площадки на городском портале, а потом у тебя не возникнет вопроса, идти или нет на выборы.