Владимирская область к 2024 году планирует отправлять 65% отходов на сортировку
Регион ждет инвесторов и обещает субсидии муниципалитетам
Во Владимирской области утверждена региональная программа по обращению с отходами сроком реализации в 2022 – 2024 годах. В 2022‑м на подготовку проектов и проведение рекультивации свалок, закупку баков, строительство контейнерных площадок и очистных сооружений направят 331 миллион рублей.
Главные задачи программы – развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации, экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению отходов; увеличение объемов обработки и утилизации отходов. За счет реализации комплекса мероприятий рассчитывают уменьшить количество несанкционированных свалок, увеличить объемы переработки и вторичного использования отходов, восстановить территории, загрязненные в результате прошлой хозяйственной деятельности.
«Бессистемный подход к решению проблемы обращения с отходами приводит к увеличению земельных площадей, занятых несанкционированными местами складирования отходов, загрязнению подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов, росту потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства, снижению показателей жизни населения региона», – говорится в программе.
Департамент природопользования Владимирской области называет основные факторы, способствующие возникновению незаконных мест складирования отходов:
- отсутствие в сельских территориях системы сбора и удаления отходов;
- несоблюдение существующих графиков вывоза отходов;
- не 100%-й охват договорными взаимоотношениями по вывозу отходов собственников земли.
Регион отстает и от современных норм по размещению отходов на полигонах. Надо наращивать темпы вторичного использования мусора, его сортировки и обработки.
Во Владимирской области расположены восемь объектов, предназначенных для размещения отходов. Из них один предназначен только для промышленного мусора, а остальные семь – для размещения отходов производства и потребления. Всех их объединяет одна проблема – перегруженность.
В период 2022 – 2024 годов завершается проектный срок эксплуатации полигонов в Кольчугинском, Киржачском и Юрьев-Польском районах. Максимальный остаточный ресурс имеют комплекс по переработке и захоронению ТКО у деревни Марьинка Камешковского района, центр захоронения ТКО у деревни Бабанино Петушинского района, а также Муромская городская свалка ТБО. Все их нужно готовить к рекультивации и искать новые площади для строительства полигонов. Но департамент природопользования в программе озвучивает две проблемы: нехватка подходящих земельных участков и недостаток средств на реконструкцию и рекультивацию объектов.
На время поиска средств и участков спасти положение могла бы обработка отходов.
«Технология обработки, применяемая на действующих объектах обработки дает недостаточный процент отбора вторичных материальных ресурсов по отношению к минимально рекомендуемым, который составляет 15%. Установленные целевые показатели на существующих объектах обработки составляют: ООО «Мусороперегрузочная станция» – 10,25%, ООО «Бригантина Плюс» – 5,66%. Мощность существующих мусоросортировочных комплексов позволяет обработать менее 30% образующихся ТКО в год», – пишут авторы программы.
Департамент природопользования ждет инвесторов, готовых вложиться в сортировку и переработку. В таблице можно посмотреть план на запуск соответствующих комплексов на период с 2022-го по 2024 год. Это должно позволить Владимирской области достичь нужных показателей. 65% отходов будут отправлять на сортировку к концу 2024 года.
Региональная программа по обращению с отходами подкреплена финансированием на 2022‑й, но по 2023 – 2024 годам – по нулям. На проектирование и проведение рекультивации свалок, создание контейнерных площадок ничего не выделено.
Предусмотрены только 22 миллиона рублей на строительство и реконструкцию очистных сооружений, находящихся в муниципальной собственности, на два ближайших года. Понятно, что в программу будут вносить изменения, когда станут ясны параметры федерального и регионального бюджетов будущего года, но пока выполнение поставленных задач кажется маловероятным.