Кормушка у здравницы: кто тормозит расследование по «золотым» медзакупкам?
Уголовного дела пока возбуждать не стали
ПроВладимир продолжает следить за ходом проверок правоохранительными и надзорными органами регионального здравоохранения. Недавно генеральная прокуратура подтвердила кумовство в управлении и закупках для медицинских учреждений. Товары приобретались «по кратно завышенной стоимости». В связи с этим директору департамента здравоохранения внесено представление, а материалы для проверки «законности расходования бюджетных средств по госконтрактам и завышения по ним цен» направлены в УФАС и полицию.
Теперь остается ждать решения УМВД, однако пока что полицейские региона проявляют не слишком большое рвение в вопросе сохранения денег налогоплательщиков и одновременно – борьбе с коррупцией. На днях Сергей Плаксин получил ответ, подписанный врио замначальника областного УМВД Валерием Саржиным, в котором сообщалось об отказе в возбуждении уголовного дела по выявленным нарушениям.
Справедливости ради, заметим, что полиция все же проводила проверку, беседовала и с Плаксиным, и с руководством медицинских организаций, изучала госзакупки и что-то даже выявила, а решение об отказе приняли по формальным основаниям. Но что-то все же установить удалось.
СИНДИКАТ ФАРМАЦЕВТОВ
Чтобы было понятно, о чем идет речь, мы постараемся рассказать эту историю по порядку. Правда, как она на самом деле началась, сейчас сказать сложно.
В июле 1997 года во Владимире было создано ЗАО «НПВЛ Лиана». Основным видом деятельности компании была торговля чистящими средствами, дополнительным – торговля фармацевтическими и медицинскими изделиями. Возглавлял фирму некто Сергей Шентеров, а среди учредителей, кроме него самого и прочих лиц, были Наталья и Лариса Парахины, Сергей Крылов, Наталья Петрова и Алексей Киселев.
Дела у предприятия шли хорошо, за все время существования с ЗАО заключили контрактов на миллиард рублей, причем основными заказчиками были медучреждения области. При этом поставки осуществлялись и в другие регионы страны. Финансовые дела тоже шли в гору. Ежегодная выручка компании от работы во всех субъектах РФ составляла от 185 до 294 млн рублей.
13 января 2015 года ЗАО «НПВЛ Лиана» ликвидировали, а вместо него в тот же день создали другую фармацевтическую торговую фирму – ООО «НПВЛ Лиана». Руководит ею Сергей Шентеров, а долями владеют он сам, Сергей Крылов, Наталья Петрова и Наталья Парахина (последняя, в свою очередь, возглавляет другую фирму, торгующую медкомпонентами, – московское ООО «Медицина XXI век»).
По данным focus.kontur.ru
Кроме того, Шентеров руководит компанией «Олика», зарегистрированной в Юрьевце. Совладельцами этой фирмы вместе с ним являются Наталья Парахина и «НПВЛ Лиана». По тому же адресу зарегистрирована еще одна организация, на этот раз общественная – «Агентство развития здравоохранения» (ВРОО «АРЗ»). Ее возглавил Александр Крылов (как выяснила генпрокуратура, сын главврача городской больницы №6), а учредителями, кроме Крылова, стали Евгения Облетова, Мария Куликова, Татьяна Васильева и Марина Владимирова.
Судя по сайту ООО «НПВЛ Лиана», в этой организации работают все те лица, которые являются учредителями всех вышеназванных компаний: Сергей Шентеров, Лариса и Наталья Парахины, Наталья Петрова, Мария Куликова, Татьяна Васильева, Марина Владимирова, Евгения Облетова, Александр Крылов (кем ему приходится Сергей Крылов, неизвестно). А кроме них, в «НПВЛ Лиана» трудятся еще некто Илья Чумаков и Михаил Кирюхин, сын директора департамента здравоохранения. Связано ли руководство облздрава с этими фирмами и может ли иметь личную заинтересованность в их существовании и развитии?
ПОСТАВЩИКИ НА МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ
Все эти предприятия являются постоянными участники и победителями аукционов. С ними заключаются многомиллионные контракты на поставку медикаментов и оборудования, при этом сами компании, как правило, ничего не производят и являются лишь посредниками между учреждениями здравоохранения и производителями товаров.
К примеру, ВРОО «АРЗ» заключило контракты с лечебницами региона на сумму примерно в 40 млн рублей, хоть это и общественная организация. ООО «НПВЛ Лиана» поставило в область оборудования и компонентов на сумму более 230 млн рублей, а ООО «Медицина XXI век» – на сумму более 366 млн рублей. Лишь «Олика» выиграла аукционов всего на 300 тысяч. Таким образом, взаимодействие владимирских здравниц с этими компаниями оценивается на сегодняшний день в 630 млн целковых, даже чуть больше.
Сергей Плаксин, который подробно изучил доставшиеся этой группе закупки, пришел к выводу, что в ряде случаев товары поставлялись по завышенным ценам. Собственно, это подтвердила и генеральная прокуратура, и межрайонные прокуратуры во Владимирской области, и УМВД региона. Причем схема для осуществления закупок была отработана до мелочей.
ФОКУСЫ С ЗАКУПКАМИ
Прежде всего, заметим, что медучреждения могут приобретать товары либо за счет бюджета, либо из средств фонда ОМС, но в последнем случае стоимость продукции не должна превышать 100 тысяч рублей за единицу. Владимирские лечебницы активно пользовались этой нормой закона. Как установила полиция, в аукционной документации оборудование разбивалось на отдельные части, каждая из которых была дешевле 100 тысяч, а в итоге контракт заключался на сумму в 9 – 10 млн рублей.
Почему медики предпочитали делать закупки через фонд ОМС? Связано ли это с тем, что в состав учредителей ЗАО «НПВЛ Лиана» входил один из страховщиков, который, к слову, до сих пор является бизнес-партнером Сергея Шентерова и Натальи Парахиной? Об этом мы можем только догадываться.
Разумеется, не всегда было возможно подогнать стоимость компонентов в бюджетные рамки, поэтому медики прибегали к хитрости: каким-то товарам стоимость занижали, другим, наоборот, увеличивали. Возможно, поэтому и выходило, что обычный сетевой кабель приобретался по цене в 89 тысяч рублей. Руководство медучреждений поясняло стражам правопорядка, что «закрывало глаза» на цены потому, что бюджетные средства на закупку оборудования не выделялись, а оснащать больницы было необходимо.
Сергей Плаксин показывает провод за 89 тысяч рублей
Но самое интересное – как определялась максимальная цена контракта. Оказалось, что для этого медицинские заведения обращались в формально разные, но на деле связанные компании. Например, в «Красном кресте» полиции рассказали:
«Основными поставщиками медицинского оборудования и инструментария в 2016 году в учреждение являются ООО «НПВЛ Лиана», ООО «Медицина XXI век». Контактная информация по данным организациям находится в базе данных учреждения. При направлении запросов о предоставлении ценовой информации для определения начальной максимальной цены контракта используются адреса электронных почт данных организаций и контактные номера телефонов».
А в 4‑й городской больнице, которая только в 2015 году закупила оборудования на сумму 82 млн рублей, «при формировании начальной максимальной цены контракта по всем 8 электронным аукционам учреждением получены коммерческие предложения от ООО Медицина XXI век», ООО НПВЛ «Лиана», ВРОО «Агентство развития здравоохранения», ООО «Техноком».
Исходя из данных полиции, можно сделать вывод, что одни и те же лица, которые работают в одной и той же компании, предоставляли коммерческие предложения, различающиеся друг от друга, что называется, на копейки. Затем они участвовали в аукционе – по отдельности или создавая видимость конкуренции, выигрывали торги и поставляли товары по той цене, которую сами же назначили. Почему приоритет и привилегии были отданы именно этой группе лиц и какую роль в этом сыграл департамент здравоохранения, должны выяснить следственные органы.
Но и это еще не все. В некоторых случаях в аукционной документации специально были прописаны условия, которые исключали участие в конкурсе других компаний. В частности, так произошло в горбольнице №4. На это обратила внимание даже Счетная палата. Меры приняло и руководство области.
«По результатам проверки губернатором области С.Ю. Орловой даны поручения директору департамента здравоохранения взять на жесткий контроль устранение выявленных нарушений, а также принять меры ответственности к руководителю учреждения. Во исполнение указанных поручений трудовой договор с главным врачом Городской больницы №4 Повхом М.Е. расторгнут», – сообщал официальный сайт Счетной палаты.
А вот как результаты проверки описал сотрудник УМВД.
«По мнению Счетной палаты Владимирской области, данные обстоятельства могут свидетельствовать о намеренном получении учреждением коммерческих предложений от аффилированных друг другу организаций в целях завышения стоимости приобретения расходных материалов, что в свою очередь влечет дополнительную нагрузку на областной бюджет.
Действия главного врача по утверждению аукционной документации в вышеназванных параметрах могут свидетельствовать о наличии признаков уголовного преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, выразившегося в халатности, в результате которой причинен ущерб областному бюджету и нарушены охраняемые законом интересы государства», – сообщила полиция.
Материалы проверки по данным фактам были переданы в УМВД еще в 2016 году, однако до сих пор сведений о каком-либо принятом решении не поступало. А в деятельности всех остальных медучреждений органы правопорядка не нашли «достаточных сведений, свидетельствующих о событии какого-либо уголовно наказуемого деяния», поэтому, а также «в связи с окончанием процессуальных сроков проверки» отказали в возбуждении уголовного дела.
Выходит, что в полиции, зная результаты проверок, могли догадываться о возможной аффилированности компаний и руководства медсферой региона, схемах закупок, мухлеже с ценой товаров для обхода аукционного законодательства. Контракты выигрывали одни и те же фирмы при выявленном генпрокуратурой «кратном завышении стоимости товаров». Но УМВД в этом «достаточных» свидетельств преступления и даже оснований для возбуждения уголовного дела не увидело. Возможно, областная полиция просто не хочет связываться с руководством региона, поэтому и закрывает глаза на очевидные вещи?