Вокзальная площадь
Вокзальная площадь во Владимире находится в низинной части старого центра города, у подножия холма, на участке ровной местности перед рекой Клязьмой. На площади напротив друг друга расположены железнодорожный и автобусный вокзалы. Их разделяет проезжая часть улицы Вокзальной. От вокзалов открывается прекрасный вид наверх, на Успенский собор, здание Присутственных мест и Богородице-Рождественский монастырь.
Расположение вокзалов именно здесь объясняется исторически. Железная дорога от Москвы до Нижнего Новгорода пролегла в XIX веке именно вдоль берега реки, как бы отрезав город от Клязьмы. Из-за чего, кстати, во Владимире нет набережной.
Строительство автовокзала вблизи железнодорожного было связно не только с удобством пересадки с одного вида транспорта на другой, но и с развитием туристского центра в Суздале, где нет железной дороги.
Наиболее популярные пешие пути к Вокзальной площади ведут сверху вниз: 1) по деревянной лестнице за Дмитриевским собором; 2) вдоль стены Богородице-Рождественского монастыря и далее по Коммунальному спуску, и 3) по главной лестнице от остановки «Гостиница «Владимир» («Вокзальный спуск»).
Из истории железнодорожного вокзала
Строительство первого здания вокзала началось в 1860 году. А открытие железнодорожного движения от Москвы до Владимира и обратно пришлось на 1861 год и совпало с отменой крепостного права. Через год, в 1862 году, поезда пошли из Владимира до Нижнего Новгорода. В конце концов Владимир стал одной из станций на Транссибирской магистрали, одной из самых длинных железных дорог в мире. Знаменитый поезд «Россия» (Москва – Владивосток) идет через Владимир.
В истории вокзала было немало важных событий. Одно из них отмечено мемориальной доской – о том, что в 1893 году во Владимир приезжал Ленин. На вокзальной площади находится и стела со схемой пешего пути Ленина по Владимиру. Перед отъездом, так и не встретившись с марксистом Федосеевым, к которому приезжал, Ленин выпил чайку в вокзальном буфете. В городе живуча молва, что Ленин на самом деле во Владимир не приезжал. Во всяком случае, сам он об этом факте никогда не вспоминал.
Спустя 20 лет после вероятного приезда Ленина, в 1913 году, на перроне Владимирского вокзала губернатор, городской голова, купцы, мещане и почетный караул встречали императора Николая II. Он навестил Владимир в ходе поездки по историческим городам страны в связи с 300-летием Дома Романовых. Оставив царицу с царевичем Алексеем, которому нездоровилось, в поезде, царь с дочерьми и свита уехали с вокзала на автомобилях. Посетили Успенский собор во Владимире, а затем отправились в Суздаль. Снова царь сел в свой поезд в Боголюбове.
В 1961 году на станцию Владимир прибыл первый электровоз, с 1971 года на Москву пошла первая электричка.
Дореволюционный вокзал прослужил до середины 70‑х годов. Хотя здание представляло архитектурную ценность, его решено было заменить на новый, более просторный и современный. Что опять же связано с туристическим бумом 70‑х годов – это был период первой и мощной раскрутки Владимира как города «Золотого кольца России». Один известный владимирский профессор истории КПСС был убежден, что старый вокзал надо было сохранить – только потому, что на него приезжал Ленин!
Однако турпоток оказался даже в 70‑е годы важнее. Сносили старый вокзал с помощью взрыва. Поэтому окна в домах, выходящих вокзал, были крест-накрест заклеены полосками бумаги, как во время бомбежки в войну, чтобы не выбило взрывной волной.
В 1975 году было построено новое здание железнодорожного вокзала по проекту группы архитекторов «Мосгипротранса». Фасады отделаны белым камнем.
Сегодня этот вокзал – часть железнодорожной станции Владимир (Владимир-Пассажирский) — Горьковского отделения Горьковской железной дороги. На станции четыре пассажирских платформы, соединённые крытым пешеходным мостом (конкорсом) через пути.
1 августа 1999 года, в День железнодорожника, близ вокзала был установлен паровоз-памятник как символ трудовой славы локомотивного депо Владимира. Это паровоз серии Л №0801, построен в 1952 году Коломенским заводом. Локомотив работал на участках Орехово-Владимир-Горький, а с 1962 года Ковров-Муром-Владимир-Тумская. Затем использовался как маневровый локомотив станции Владимир. В 1995 году переведен в госрезерв.
Рядом с паровозом – небольшой монумент в виде каменного креста в память о железнодорожниках, погибших во время Великой Отечественной войны. Также у паровоза можно видеть старый семафор, с другой стороны – водозаправочную колонку и узкоколейный грузовой вагон.
В 2011 году на Вокзальной площади была торжественно заложена аллея «120 лет Транссибу».
Из истории автовокзала
Нынешнее здание автовокзала было построено в 1991 году на месте невзрачной автостанции. Автовокзал словно карабкается наверх по холму. Чтобы его возвести, строители буквально вгрызлись в холм. Стоянка автобусов и платформы для посадки пассажиров вознесены над площадью на искусственно созданную террасу.
Готовый вокзал почем-то долго не водили в действие. Ходили слухи, что под площадкой для стоянки автобусов, которая расположена так высоко, геологические проблемы – плывун под землей, и вокзал может обрушиться. Однако пока стоит.
С 2005 году областное государственное предприятие «Владимирский автовокзал» стало головным для автостанций области.
Кроме обычных рейсовых автобусов, с автовокзала в Москву и Муром традиционно отправляются – прямо с Вокзальной площади – автобусы частных перевозчиков.
Планы реконструкции
Есть информация, что изначально оба вокзала должны были быть соединены друг с другом. Однако размеры, конфигурация территории и проездная дорога между ними исключили примыкание железнодорожной станции к автовокзалу.
Замысел слить их воедино и при этом полностью реконструировать Вокзальную площадь был объявлен к качестве реального плана РЖД только в мае 2013 года. Тогда сообщалось, что на встрече начальника Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Сергея Абрамова и врио губернатора Владимирской области Светланы Орловой достигнута договорённость о создании так называемого интермодального транспортно-пересадочного узла на базе двух вокзалов во Владимире с обустройством Вокзальной площади.