Держись, Страсбург – Владимир идет!
Во Владимире впервые за много лет открылась официальная городская рождественская ярмарка. Событие, прямо скажем, нерядовое. Новогодние и рождественские базары нужны современному городу. Конечно, супермаркеты и магазины шаговой доступности справляются с удовлетворением потребности горожан в еде. Но рождественская ярмарка, пропитанная запахами ели, корицы и ванили, призвана создать неповторимое ощущение приближающихся праздников.
Несмотря на умеренный скептицизм знакомых с европейскими новогодними базарами владимирцев, этого события ждали с надеждой на изменения, которые оно должно было привнести в культурную жизнь города. Что ни говори, а праздничные базары – это не банальное удовлетворение покупательского спроса, это образец праздничной культуры потребления и зрелище «в одном флаконе».
Уже с первых часов работы ярмарки она привлекла внимание горожан. Правда, наряду с положительными оценками звучала и справедливая критика в адрес организаторов. На Соборной площади разместились 20 павильонов и две торговые палатки, предлагающие горожанам и гостям Владимира товары свыше 50 местных предприятий малого и среднего бизнеса. Но продукция местного производства, к сожалению, была представлена скудно и только традиционными участниками всех торговых «парадов». А ведь хотелось увидеть новичков владимирского бизнеса и расширить свое представление о товарах и услугах, производимых в нашем регионе. При этом по какому-то странному выбору рядом с сувенирами и работами народных умельцев на прилавках оказался товар под маркой «Ко-Коль» – то есть банальные куриные яйца. Нет, мы не против торговли продуктами питания, но не уместней ли на главной площади города – Соборной – да еще на Рождественской ярмарке, представить продукцию, которая в равной степени заинтересует и горожан, и гостей Владимира. А яйца кур, если их предварительно не коснулась рука мастера, сами по себе никакой культурной ценности не представляют. Другое дело, например, Покровский пряник. Этому продукту самое место на рождественском прилавке.
Аналогичный, странный для единственной в году и первой в истории города ярмарки подход продемонстрировало свиноводческое хозяйство из Лесного. Сосисочная «елка» на прилавке выглядела вполне аппетитно – но это опять-таки товар, который можно купить всегда и везде. На европейской ярмарке посетителям непременно предложили бы попробовать эти аппетитные сосиски и колбаски обжаренными на гриле. У рождественских ярмарок и базаров есть свои особенности – они продают не только товар, но и зрелище, часть которого можно потрогать, попробовать, а потом купить и унести с собой, как хорошую память.
Вполне вписались в атмосферу народного праздника моченые яблоки, соленые грибы, варенье из владимирских ягод и фруктов. К сожалению, не было традиционных русских блинов, чая и сбитня из трав. Зато продавали неплохой кофе.
Рождественская ярмарка – это первое за долгое время городское мероприятие, организованное специально и прежде всего для самих владимирцев. В этом чувствуются и участие, и внимание, и забота. На контрасте вспоминаются «Богатырские забавы» – дорогой и хорошо поставленный праздник, на который рядовому жителю региона было сложно попасть в качестве зрителя и гостя – ведь все «забавы» были рассчитаны только на туристические группы. Туристов встречали, принимали, баловали красочными зрелищами и средневековым меню. В этом круговороте не оставалось ни места для самих жителей, ни времени для туристов на личное знакомство с городом. Рождественская ярмарка как раз такую возможность предоставляет. Рассмотреть все до мелочей, дотронуться, пообщаться с продавцами, получить советы по рукоделию и посетить импровизированные мастер классы, попробовать местной кухни, услышать музыку языка и прикоснуться к местной культуре через ее носителей.
Кстати о носителях… Очень бы рекомендовали организаторам подобных мероприятий тщательно отбирать, а потом не менее тщательно инструктировать задействованных аниматоров. Сквернословящий Дед Мороз посреди торговой площади – зрелище, мягко говоря, неприятное. Люди, работающие на публичных мероприятиях, должны отдавать себе отчет в том, что приглашены для поднятия настроения, а не наоборот. Как тут не вспомнить один демотиватор, гуляющий по соцсетям с подписью «Хочешь в Европу? Не плюй в лифте! Не гадь в подъезде! Не бросай мусор мимо урны! Езди по правилам! Уступай место в общественном транспорте! Не давай и не бери взяток! Уважай свою историю и культуру – и ты сам не заметишь, как окажешься в цивилизованном государстве!»
Не секрет, что за пример для подражания власти Владимира решили взять Страсбургскую ярмарку – владимирский сити-менеджер Андрей Шохин даже съездил туда за опытом. Впрочем, по приезде Андрей Станиславович сам признавал в интервью, что до Страсбурга нам еще далеко – ведь там культура ярмарочной деятельности развивается со средних веков. Сегодня два города разделяют не только 2749 километров расстояния, но и культурные традиции, менталитет, образ жизни, быт…
И все-таки наша рождественская ярмарка состоялась. Из наиболее ярких приятных впечатлений сегодняшнего дня – знакомство с четой мастеров из поселка Головино. Елена и Сергей Куновы плетут сувениры из бересты и считают, что в регионе не хватает ассоциации ремесленников, которые могли бы вытеснить с прилавков китайские однообразные товары, а таких образцов на сегодняшней ярмарке было предостаточно. Кроме того, Елена Кунова рассказала, что все торговые места на рождественской ярмарке были предоставлены предпринимателям бесплатно. Вот это действительно европейский подход, отметили мы у себя в редакции.
А еще на ярмарку во множестве слетелись местные бабульки-рукодельницы и оценили ее как перспективную. И хотя им не хватило торговых мест, спасибо организаторам – с территории ярмарки бабушек не прогнали. И нам показалось, что главное у нашей ярмарки все-таки есть – этот тот самый праздничный дух, в котором есть место и вниманию, и теплу, и желанию сотрудничать.