ЖизньКультура

Путешествие по кинематографическому Владимиру

Город Владимир приобрёл в кинематографе особую, параллельную реальной, жизнь. Художественное полотно кинокартины – абсолютно условно, там нет времени и пространства в традиционном понимании. Пространство реального Владимира ломается и, соединяясь по-новому, формирует иную действительность города, адекватную замыслу режиссёра.

Например, когда градоначальница Елизавета Уварова (фильм «Прошу слова», 1975) едет инспектировать объект, её служебный автомобиль движется вверх по улице Дворянской и плавно, никуда не сворачивая, продолжает движение вниз по Большой Нижегородской, где останавливается у памятника Фрунзе. В реальности такое невозможно, потому что это движение в противоположные стороны по одной дороге.

Кроме сломанного пространства меняется значение объектов города, например, в кинематографическом Владимире есть дом, в котором была убита семья последнего императора России (фильм «Цареубийца» 1991).

Конечно, в фильмах, создававшихся в атмосфере нашего городе, в основном нет привязки к Владимиру как таковому, режиссёры подразумевают иные города, места, но роль самого Владимира от этого меньше не становится. Мы попробуем сосредоточиться на городе, как на главном элементе и, объединив в одно полотно несколько кинокартин, посмотрим, как устроен кинематографический Владимир, и какие люди в нём живут.

Мы рассмотрим пять фильмов: «Цареубийца» (1991) Карена Шахназарова, «Полёты во сне и наяву» (1982) Романа Балаяна, «Андрей Рублев» (1966) Андрея Тарковского, «Прошу слова» (1975) Глеба Панфилова, «Школа» (2010) Валерии Гай Германики.

Вашему вниманию пятнадцать минут из жизни кинематографического Владимира:

Это Инна Чурикова в роли главы горсовета (мэр) Елизаветы Уваровой в фильме «Прошу слова».

Инна Чурикова

Градоначальница находится около пятиэтажной новостройки, которая дала большую трещину, дом может рухнуть. На верхнем этаже празднуется свадьба, Уварова принимает решение срочно вывести людей из здания, но делает это не с помощью милиции, как предлагают другие чиновники, а деликатно и с хитростью – градоначальница поздравляет молодожёнов и дарит им от имени города новую квартиру, гости тут же едут её смотреть.

На этих кадрах запечатлена улица Егорова начала семидесятых, а треснувшая пятиэтажка – это дом №1:Фотки 4 егорова

Уварова мечтает построить мост, который соединил бы два берега реки и послужил началом возведения заречного спального района, в котором нет промышленных объектов. Героиня демонстрирует свой замысел исходя из географических реалий настоящего Владимира. Можно сказать, в фильме предложен градостроительный проект по расширению нашего города:

план города

В фильме «Андрей Рублёв» Тарковского Успенский собор является центральным элементом новеллы «Набег». Владимир становится жертвой междоусобных браней двух родных братьев. Чтобы совладать со старшим братом, владимирским князем, младший зовёт на помощь татарскую орду, которой в разграбление отдаётся Владимир. Горожане пытаются спастись в Успенском соборе, среди них Андрей Рублёв. Татары выламывают двери храма, бьют горожан и грабят храм – в огне иконостас, сорваны драгоценные оклады с икон, содраны с куполов золотые листы.

Успенский собор

Ещё один ключевой объект кинокартины Тарковского – церковь Покрова на Нерли. Фильм начинается с кинопритчи. Над церковью поднимается нелепый воздушный шар, сшитый из лоскутов кожи и шкур, за верёвки шара держится человек, он спасается от разъярённой толпы. Шар кружит некоторое время над землёй, а потом стремительно падает и разбивается. Притча никак не связана сюжетно с новеллами, из которых состоит кинокартина. Притча Тарковского – это метафора, за которой кроется стремление русского Икара возвыситься над землёй, приблизиться к высоким метафизическим материям, что является камертоном к истории жизни живописца Андрея Рублева.

ИКАР

Герой Олега Янковского Серёга Макаров («Полёты во сне и наяву») – сорокалетний мужик, который остро переживает кризис среднего возраста, что делает его конченым балбесом. У него проблемы на работе, проблемы в семье, он кидается от одной женщины к другой, и всё это происходит на фоне Владимира. Одна из самых грустных и при этом комичных сцен происходит в укромном уголке улицы Георгиевская. Макаров ждёт в машине молодую любовницу Алису, но в машину садиться его жена, потом, само собой, присоединяется и любовница. Заканчивается всё пощёчиной и цветами в лицо Макарову.

Макаров георгиевская

Следующее свидание с Алисой происходит на Большой Московской рядом с монастырём, когда герой выманивает девушку на улицу, притворившись по телефону дядей из Алма-Аты. Поначалу Алиса и видеть Серёгу не хочет, но тот симулирует сердечный приступ, и девушка бросается к нему на помощь, крича «Это мой! Это мой!..»

на Большой московской

В кинематографическом Владимире происходит удивительная реинкарнация Олега Янковского. Сыграв вначале восьмидесятых Серёгу Макарова, Янковский в самом начале девяностых воплощается в образе последнего императора России, Николая II(фильм «Цареубийца»).

Николай второй лпволпролвроварподывар

Шахназаров создавал основную часть фильма не во Владимире, в нашем городе он снимал несколько сцен связанных с домом, в котором в Екатеринбурге в 1918 году большевики 78 дней держали царскую семью, а потом в ночь с 16 на 17 июля расстреляли. Тот дом в Екатеринбурге не сохранился, но Шахназаров нашёл максимально похожее здание, оно находится во Владимире, это дом №5 по улице Летне-Перевозинская.

дом 5 улица летне-перевозинскаяПростые московские школьники Валерии гай Германики едут в древний Владимир на экскурсию – смотрят Золотые ворота, Успенский Собор, другие достопримечательности. Класс останавливается на ночь в гостинице «Владимир». Поздно вечером ребята идут гулять, заваливаются в какой-то «быдляцкий» клуб, и там происходит драка, в которой избивают одного из школьников. Основной художественный метод Германики – ультрареализм, но и он, судя по всему, не исключает сильного преломления действительности для достижения необходимого эффекта. Во Владимире нет клуба, показанного в фильме, сцена драки снималась в Москве. Таким образом, в кинематографическом Владимире появилась дополнительная локация.

ШКОЛАаааааа

Вот так кинематографический Владимир выглядит в пяти картинах, будем следить за его развитием.

Back to top button