Мусорный инвестор отказался от полигона в Филипповском
Жители Киржачского района добились своего
Заявления губернатора Светланы Орловой о том, что из Владимирской области «ни один инвестор не ушел», опять опровергла жизнь. Еще неделю назад, накануне очередного митинга против строительства крупнейшего в России мусорного полигона рядом с селом Филиповское Киржачского района, появилась информация, что инвестор отказался вкладывать деньги в этот объект из-за протестов жителей. Тогда эти сведения были больше похожи на попытку успокоить несогласных, однако теперь данные подтвердились различными источниками.
Прежде всего, об отказе от проекта заявил сам инвестор – миллиардер Искандар Махмудов. Через ООО «Сантар», 50% которого принадлежит ему, бизнесмен владеет половиной компании «Экотехстрой Владимир». Именно этой фирме Белый дом и одобрил проект по строительству мусоросортировочного комплекса объемом 150 000 тонн в год, из которых 100 000 тонн должны были поступать из Москвы. В интервью «Новой газете» Махмудов подтвердил, что его эта инициатива больше не интересует:
«Принимая во внимание крайне чувствительное отношение к проекту со стороны жителей поселков, проживающих вокруг территории предполагаемого строительства <…>, ООО «Сантар» приняло решение отказаться от участия в данном инвестиционном проекте».
О том же сообщила агентству ТАСС компания «Экотехстрой Владимир». Ей принадлежат предназначенные под мусорный полигон земли. Планировалось, что предприятие займет участок в 1200 га, что сделало бы его крупнейшим объектом хранения, сортировки и переработки ТБО в России. Вокруг выделения и продажи земли также ходило много споров. Жители Киржачского района утверждали, что территорию буквально продали за копейки. Теперь же владимирская компания не знает, что делать с участком дальше.
«Стратегический инвестор отказался от участия в проекте по строительству во Владимирской области предприятия по переработке отходов. В принятии решения существенную роль сыграла позиция местных жителей. ООО «Экотехстрой Владимир» – владелец участка, но собственных средств для реализации проекта не имеет. Без инвестора предприятие построить не в состоянии. Компания пока не разработала планы, как дальше использовать выкупленные под проект земли», – цитирует ответ фирмы ТАСС.
При этом стоит заметить, что долей в 50% «Экотехстрой Владимир», наряду с «Сантар», владеет ООО «Рикко инвест», собственниками которого являются несколько членов совета директоров «Мосметростроя» – Иван Юзефович, Петр Ямов и Александр Тукацинский. Отказались ли эти бизнесмены от мусорного проекта, неизвестно.
Михаил Горин на протестном митинге
Напомним, что конфликт вокруг планов по строительству полигона в Киржачском районе стал разгораться в конце августа 2017 года. Местные жители организовали настоящее протестное движение и любыми способами давили на власть – устраивали крестные ходы, записывали видеообращения к президенту, проводили сходы и митинги, даже пытались организовать референдум по мусорному вопросу и через суд отправили в отставку главу администрации Филипповского сельского поселения Олега Иванова. Подключились к протесту и жители Подмосковья, которым также была не нужна свалка по соседству.
Несмотря на четкую позицию граждан, властные структуры до последнего защищали проект. За мусорный полигон выступила не только областная администрация и губернатор Светлана Орлова, но также райменеджер Киржача Михаил Горин и депутат Госдумы от «Единой России» Евгений Ревенко. Не определились с позицией активисты ОНФ: одни общественники встали на сторону жителей, другие подыгрывали власти.
Региональная схема обращения с отходами
Теперь чиновникам придется другим способом решать вопрос с утилизацией ТБО. Свалки Киржачского района действительно переполнены, и регион, как и страна в целом, нуждается в переработке мусора. Белый дом утвердил схему обращения с отходами, которая начнет действовать с 2019 года. Документом предусмотрено открытие новых мусоросортировочный комплексов и полигонов, в том числе по одному – в Киржачскому районе. Но без учета мнения жителей это вряд ли получится сделать.
Проблема в том, что схему обращения с отходами разрабатывали и принимали в закрытом режиме, хотя, как показывает практика, правильнее было бы обсудить ее на региональном уровне и вынести на референдум. Тогда локальных конфликтов стало бы гораздо меньше.