Общественные слушания по поводу прохождения будущей высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург» по Владимирской области состоялись в минувший понедельник в ГДК. Народу было примерно полторы сотни человек, так что в зале половина мест осталась пустыми. И уже это, если честно, вызвало некоторое недоумение. Тема строительства ВСМ достаточно горяча, затрагивает интересы многих жителей региона, и вряд ли люди упустили бы возможность высказаться, даже если учесть, что мероприятие проводили в рабочее время.
Причина, на наш взгляд, проста — недостаточное информирование населения. Проводивший слушания первый зам губернатора Алексей Конышев сообщил, что информация была вывешена в интернете — например, на официальном сайте областного центра. Но думается нам, да и собравшиеся подчеркивали этот же момент — не все еще с головой погрузились в виртуальную реальность. И даже то что по телевизору крутили объявления, пожалуй, недостаточная мера. События столь крупного масштаба происходят в регионе не так часто, так что следовало бы задействовать глав администраций на местах, чтобы донесли информацию до каждого.
19 августа в Городском дворце культуры собрались не только те, кто проживает на территориях, где может пройти ВСМ, но и представители экологического сообщества. Обсуждалась оценка влияния высокоскоростной железнодорожной магистрали на окружающую среду. К слову, если присутствующие начинали высказываться «а нафига нам вообще тут сдалась эта магистраль», Алексей Конышев напоминал тему мероприятия и подчеркивал, что вопрос «строить или не строить» вообще не стоит. Решение уже принято, причем на самом высоком федеральном уровне. Как строить — тоже более-менее понятно (см. видеоролик). Надо только понять — где?
Известно, что существует несколько вариантов прокладки ВСМ по Владимирской области — то ли три, то ли четыре, на слушаниях почему-то прозвучала разная информация. Рекомендуемый вариант — северный. Строительные работы должны начаться в 2015 году, участок от Москвы до Казани должен быть готов к 2018-му. Владимирцы смогут сесть на супер-поезд смогут в 10 км от города (и в 15 км от аэропорта в Добрынском). Тут очень хочется добавить — вот ведь «повезло» жителям этого самого Добрынского — и аэропорт будет рядом, и ВСМ… Просто праздник какой-то.
Почему более предпочтительным посчитали именно северный вариант? Все они, по словам ведущего специалиста фирмы «Экопроект» Ольги Игнатенко, повлияют на окружающую среду примерно одинаково, и в любом случае ущерб экологии постараются минимизировать. Но ВСМ на севере не задевает особо охраняемые природные территории.
Однако не секрет, что «Гринпис» и прочие экологические организации бьют тревогу. По мнению экологов, «практически во всех регионах проект предусматривает вырубку лесов на территориях в тысячи гектаров. Причем, в основном – это защитные леса, наиболее важные для обеспечения благоприятной окружающей среды жителей тех регионов, по которым должна пройти дорога». Еще одна цитата с сайта движения: «Ценнейшие природные территории подпадают под различные варианты трассы в Московской и Владимирской областях – здесь она угрожает местам обитания редких и исчезающих диких животных и растений».
Интересы животных и растений в ГДК отстаивала, например, представитель экологической организации «Точка Роста» Надежда Орлова. В частности, она заявила, что не доверяет исследованиям, ибо «Экопроект» проводил их «по фондовым и литературным данным», причем непонятно каких лет. То есть, они не актуальны. Впрочем, на этих слушаниях по любым претензиям экологов ответ был один — следует законспектировать все свои волнения на бумаге и передать на сцену. Все будет изучено и по возможности учтено.
Несмотря на заверения Конышева, что от технического прогресса уйти не удастся, жители Ославского, Нового, Суходола и других населенных пунктов, мимо которых должна пройти ВСМ, все же пытаются найти способ. Спрашивали напрямую – что необходимо сделать, чтобы власти услышали противников строительства и изменили маршрут магистрали. Ответа не получили.
Замгубернатора предложил смотреть на ситуацию реалистично — где бы не начали прокладывать магистраль, недовольные найдутся. Он несколько раз приводил пример из истории — мол, в свое время суздальские купцы откупились, чтобы через город не проходила железная дорога, и для Суздаля это пошло не в плюс.
В общем-то, нельзя не согласиться, исторический опыт нужно учитывать. Другое дело, и тут мы возвращаемся к тому, с чего начали этот материал — следует проводить соответствующий ликбез для населения, ведь недостаток информации порождает слухи. К примеру, кто-то из присутствующих задал вопрос про ж/д линию для грузового транспорта, которую якобы будут строить параллельно ВСМ. Как ответил начальник технического управления департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» Геннадий Балабанов, эти сведения не соответствуют действительности. Выяснилось также, что хотя на карте ВСМ проходит через Ославское, на деле населенный пункт затронут не будет.
Опять же, звучали совершенно справедливые замечания, что при вынесении решения где же все-таки пройдет магистраль, необходимо учитывать мнение людей, живущих по всем возможным вариантам ее прокладки. Так что хорошо бы провести референдум и информацию о нем донести до каждого, а не только до пользователей интернета.
А что касается этих общественных слушаний, то вряд ли кто-то из участников остался доволен их итогами. Длились они более 2 часов, но уже с середины мероприятия люди начали покидать зал, вероятно сделав выводы, что от их присутствия все равно ничего не зависит. Особо терпеливым, которые досидели до конца, со сцены сообщили, что протокол слушаний будет размещен на сайте администрации — по всей видимости, города Владимира. Плюс пообещали, что это не последняя подобная встреча.
О том, как реагируют на строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва — Казань — Екатеринбург» в других регионах, читайте, например, здесь и здесь.
Мы будем следить за развитием ситуации.