Главное

Миллиард для «Волгабаса»: «стратегический инвестор» с темным прошлым и непонятным будущим

Совместное расследование «ПроВладимира» и «Трансперенси Интернешнл – Р» 

В августе 2016 года в Арбитражном суде Волгоградской области рассматривалось дело о банкротстве ООО «Волгабас» – аффилированная с ним организация «ГК Волгабас» (ныне «Бакулин Моторс Групп», или «БМГ») строит в регионе-33 завод по производству автобусов. Иск поступил от «Национального резервного банка» и, по всей видимости, был связан с финансовой деятельностью предприятия. Через две недели заявление истцу вернули по его ходатайству, а о деле забыли, как о досадном недоразумении. И лишь немногие увидели в этом продолжение истории, которая длится уже восемь лет. Семейной истории, полной долгов, тайных связей и банкротств.

МНОГООБЕЩАЮЩИЙ ИНВЕСТОР

Впервые слово «Волгабас» жители Владимирской области услышали в середине 2013 года. Тогда врио губернатора Светлана Орлова на совещании по переводу транспорта на газомоторное топливо представила публике руководителя компании «Волгабас» Алексея Бакулина. Через 10 месяцев, 22 апреля 2014 года, глава региона вместе с волгоградским бизнесменом заложила символическую капсулу в основание будущего автобусного завода в Собинском районе. Запустить его обещали еще два года назад, но не сложилось. Старт производства откладывался несколько раз.

Первую очередь производства изначально планировали сдать в эксплуатацию уже в конце 2014-го – начале 2015-го года. Об этом, описывая закладку первого камня в основание будущего предприятия, сначала в апреле 2014 года сообщила пресс-служба обладминистрации. Через месяц на пресс-конференции повторил тогда еще директор департамента инвестиций и внешнеэкономической деятельности Роман Русанов. Однако планы не реализовались.

orlova bakulin2 copyСветлана Орлова и Алексей Бакулин закладывают капсулу в основание будущего завода. Фото – пресс-служба АВО

В конце 2015 года сайт Агентства стратегических инициатив сообщал, что «масштабный инвестиционный проект» во Владимирской области позволит «Бакулин Моторс Групп» начать экспорт автобусов уже в 2016 году. Губернатор Светлана Орлова на пресс-конференции в декабре 2015-го также уверенно заявила: «В 2016 году завод будет построен».

В феврале 2016 года сам Алексей Бакулин обещал президенту Владимиру Путину «запустить первую часть» завода в сентябре, а затем сулил губернатору Светлане Орловой достроить фабрику «буквально через три месяца», к июню. Правда, в мае 2016-го председатель комитета по промышленности, науке и импортозамещению Виталий Лонский огорчил журналистов информацией, что первую очередь «Волгабаса» запустят в 2017 году.

На майском экономическом форуме представители инвестора вновь заговорили о сентябре 2016 года. Управляющий директор ООО «Бакулин Моторс Групп» Матвей Матюшин поделился, что именно осенью запустят комплекс металлообработки, а к полному циклу производства автобусов приступят в начале 2017 года.

Когда прошли очередные сроки, за владельцев «Волгабаса» заступился уже вице-губернатор Роман Русанов. Чиновник сообщил, что администрация региона и инвестор не будут спешить с запуском предприятия ради «дополнительного популизма».

Однако в ноябрьском интервью корреспондент «Коммерсанта» уверенно заявила, что в октябре новый завод во Владимире уже заработал. Алексей Бакулин журналиста не поправил, добавив лишь, что «полномасштабное производство стартует в 2017 году, первые изделия мы начнем выпускать в этом», а «выпуск автобусов начнется во втором полугодии 2017 года».

volgabus copyИтоговое совещание «ГК Волгабас» на будущем предприятии в Собинском районе, декабрь 2016 года. Фото – с личной страницы Алексея Бакулина в Facebook

Запуск завода «Волгабас» в 2017 году недавно подтвердило и руководство Владимирской области. Сначала об этом сообщил вице-губернатор Алексей Конышев. Задержку он объяснил проблемой с поставкой оборудования из-за санкций, а также добавил, что первые изделия предприятие уже выпускает. А на пресс-конференции 29 декабря 2016 года глава региона Светлана Орлова уверенно заявила:

«Я думаю, вы уже убедились: все, что мы заявляем, мы стараемся делать. И «Волгабас» – завод будет сдан в 2017 году. Сейчас там мы решаем вопросы по газу. Они получили поддержку из Фонда промышленности. Это очень серьезное будет предприятие. И надеюсь, что кооперация и локализация будет до 80%, как мы задачу ставим».

За две недели до этого компания «Бакулин Моторс Групп» провела в одном из цехов будущего завода итоговое совещание. Судя по фотографиям, площадка даже спустя два года после первоначальных сроков оснащена оборудованием лишь частично.

УНИКАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Несмотря на длительную просрочку и явные проблемы с реализацией проекта, администрация Владимирской области на протяжении четырех лет оказывала «стратегическому инвестору» всевозможную поддержку. Причем некоторые законодательные акты принимались конкретно под бизнес.

Для начала поясним: ООО «ГК Волгабас» было зарегистрировано во Владимире 27 января 2014 года и базировалось в доме №3 по улице Манежный тупик, в здании с химчисткой (там же прописалась и аффилированная структура «Национальный оператор общественного транспорта», сокращенно «НООТ»). Учредили компанию ООО «Волжские автобусы» и ООО «Волгабас», а возглавила ее Анна Заводнова, которая позже стала директором по развитию «ГК Волгабас».

Со 2 июня 2015 года руководит «ГК Волгабас» Алексей Бакулин. 9 июля 2015 года компанию переименовали в «Бакулин Моторс Групп» («БМГ»), а 26 августа 2015-го фирма сменила юридический адрес – на г. Владимир, Стрелецкий мыс, дом 1. Структурой некоторое время единолично владел Алексей Бакулин, пока в июле-августе 2016 года не продал долю в 25% ООО «Юниаструм капитал».

В 2014 году «ГК Волгабас» признали стратегическим инвестором, реализующим инвестиционный проект первой категории, направленный на создание нового производства путем строительства. Соответствующее решение приняла постоянная комиссия Белого дома по развитию проектного финансирования на территории Владимирской области. В 2014 году ее председателем был вице-губернатор Алексей Марченко, с октября 2015-го полномочия передали заму Орловой Роману Русанову. Также «БМГ» включили в перечень системообразующих организаций региона.

uchastokУчасток в Собинском районе, бесплатно переданный в собственность «БМГ»

Что статус стратегического инвестора означает на практике? Это не просто красивое наименование. Компании Бакулина оно дало целый ряд преференций:

1) Прежде всего, 27 октября 2014 года «ГК Волгабас» администрация области передала в собственность земельный участок в Собинском районе площадью 24,41 га с кадастровым номером 33:12:011101:746. Надел достался компании Бакулина совершенно бесплатно. Для этого в июле 2014 года Законодательное Собрание внесло изменения в региональный закон №11-ОЗ от 11 марта 2010 года «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области».

Депутаты добавили в документ статью 2.2 «Условия бесплатного предоставления в собственность земельных участков получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности, реализующим стратегический инвестиционный проект». Согласно внесенной поправке, администрация области получила право, издавая постановления, бесплатно раздавать наделы инвесторам по их заявлению.

Заметим, что эта норма утратила силу в феврале 2015 года, когда был принят новый закон «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области» – №10-ОЗ. Теперь инвесторам землю уже не отдают бесплатно, а лишь сдают в аренду без торгов. Воспользовался ли правом на льготный надел кто-либо, кроме «ГК Волгабас», неизвестно, но когда в середине 2014 года принимались поправки в областной закон №11-ОЗ, председатель ЗС Владимир Киселев не скрывал, что делается это конкретно под «Волгабас».


Роман Русанов и Алексей Бакулин отвечают на вопрос о бесплатном участке под «Волгабас». 6 августа 2014 года. Видео – «Зебра-ТВ»

Тогда решение облпарламента вызвало волнение общественности. Поговаривали, что «стратегический инвестор», получив землю, просто заложит ее под кредит. Однако на специально созванной пресс-конференции вице-губернатор Роман Русанов заверил журналистов, что надел в виде залога «пока не нужен».

«Чтобы вот эти все слухи развеять, что надо кредит получить и так далее. Земельный участок – это не какая-то эфемерная вещь, которую можно взять и увезти из Владимирской области. Он был, есть и будет. И те действия, которые предпринимает «Волгабас», только увеличивают его стоимость. Поэтому никакой возможности взять кредит под этот участок и потом не построить завод у «Волгабаса» нет теоретически, практически и так далее.

Поэтому раз и навсегда: если не построят, земельный участок останется в собственности области, перейдет обратно, никаких проблем в этом нет. «Волгабас» еще вложит в него деньги и увеличит его кадастровую стоимость», – сообщил чиновник, не назвав при этом законодательных актов, по которым можно изъять участок, находящийся в собственности у инвестора.

Сам Алексей Бакулин также уверял, что закладывать землю, на которой ничего не построено, невыгодно: сначала надо увеличить ее стоимость. Так инвестор и сделал. Через год после получения участка в собственность, 27 октября 2015 года «БМГ» взял кредит в коммерческом банке «Юниаструм банк», и теперь на надел в 24 га наложено обременение до 26 октября 2021 года. Заметим, что «Юниаструм банк» на 80% является кипрским офшором, так что если у «стратегического инвестора» возникнут проблемы с финансами (что никого не удивит – об этом пойдет речь ниже), то владимирская земля рискует отойти киприотам.

vladimirskaya oblast sobinskij rajon mo vorshinskoe selskoe poselenie severo vostochnaya chast kadastrovogo kvartala 33 12 011101 2 stranitsa 2

2) Участок в Собинском районе «ГК Волгабас» бесплатно передали не просто так. Регион еще вложился в его обустройство. За 47,19 млн рублей из областного бюджета подготовили площадку под будущий завод – прежде всего, решали вопрос с отведением грунтовых вод. Кроме того, специально для инвестора «Россети» (на 87,9% принадлежат государству) построили электроподстанцию «Ворша». Ее возведение обошлось в 339,7 млн рублей.

3) Государственные инвестиции потребовались и для реализации проекта технопарка «Парацельс» в Собинском районе. Единственным его резидентом пока является «БМГ». Шли переговоры о строительстве турецкого завода МДФ плит (компания YILDIZAR HOLDING) и линии по производству линолеума («Ютекс Ру»), но пока конкретики нет.

Только в 2015 году в «Парацельс» вложили 72 млн бюджетных рублей. Затраты региону должна была возместить федерация по договоренности с Минпромторгом и Минфином. При этом обладминистрация помогала единственному резиденту технопарка: по информации «Корпорации развития Владимирской области», с «ГК Волгабас» обсуждалось получение кредита в банке ВТБ, а также прошли переговоры с руководством Горьковской железной дороги по вариантам строительства подъездных путей к индустриальному парку «Парацельс».

Таким образом, лишь в 2014 – 15 годы объем госинвестиций в том или ином виде в проект автобусного предприятия в Собинском районе составил минимум 458,89 млн рублей. А с бесплатной передачей «ГК Волгабас» земельного участка, кадастровая стоимость которого сегодня оценивается в 62,99 млн рублей, помощь от государства только по организации площадки превысила полмиллиарда рублей. Для сравнения: обещанные инвестиции самой компании «БМГ» в строительство предприятия – 2,2 млрд рублей.

ulucxe2d06 1466406362Орлова, Шохин и Бакулин тестируют «беспилотник». Фото – пресс-служба АВО

4) Помимо бесплатной земли, «стратегический инвестор» получил от обладминистрации и другие привилегии. Согласно региональному закону №90-ОЗ от 2 сентября 2002 года «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Владимирской области», «БМГ» имеет право на налоговые льготы в течение семи календарных лет, однако этот срок может быть продлен решением постоянной комиссии по развитию проектного финансирования (статья 7 №90-ОЗ).

Также «БМГ» может получать субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов и затрат, в том числе на уплату налогов (статья 10.1 №90-ОЗ).

Налоги для инвестора также снижены. Областными закономи №81-ОЗ от 6 мая 2008 года «О снижении ставки налога на прибыль организаций получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности» и №157-ОЗ от 12 ноября 2015 года «Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций для организаций, являющихся получателями государственной поддержки инвестиционной деятельности» ставка для «получателя государственной поддержки инвестиционной деятельности, реализующего одобренный инвестиционный проект 1 категории» установлена 13,5%.

При этом в будущем налог на прибыль может быть снижен до 10%: соответствующий проект закона в декабре 2016 года рассмотрело Заксобрание. Новая ставка будет применяться, начиная с налогового периода, когда инвестором была получена первая прибыль от реализации товаров, и до того момента, когда объем не поступивших в бюджет налогов не сравняется с объемом капитальных вложений в инвестпроект, но не более чем на пять лет. Грубо говоря, те 2,2 млрд рублей, которые «БМГ» вложит в завод, могут вернуться компании в виде налоговых льгот.

4) Всего этого Белому дому показалось мало, и «Бакулин Моторс Групп» включили в региональную программу «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Владимирской области в 2016 году». Ожидается, что первоначально на новом предприятии работу предоставят 749 человекам, но если завод еще не запущен, о какой программе занятости может идти речь?

15203299 1037068373082882 3530419942326662796 nАлексей Бакулин показывает Дмитрию Медведеву «беспилотник». Фото с личной страницы Алексея Бакулина в Facebook

5) Конечно, ООО «ГК Волгабас» (а позже «БМГ») получало поддержку не только от области, но и от федеральных структур. 1 декабря 2014 года автобусный проект в Собинском районе включили в перечень комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности Минпромторга. Правда, уже 22 мая 2015 года «ГК Волгабас» оттуда исключили.

Однако руководство «БМГ» продолжило продвигать свою инициативу в Москве, и в ноябре 2015 года завод по производству газомоторов в Собинском районе попал в программу «Инвестиционный лифт» Агентства стратегических инициатив. Это дало возможность компании получать не только административную и консультационную поддержку при продвижении фирмы и ее продукции на международных рынках, но и дополнительное финансирование.

В 2016 году после общения Алексея Бакулина с президентом и премьер-министром Фонд развития промышленности при Минпромторге предоставил «БМГ» льготный заем в 500 млн рублей на семь лет под 5% годовых. Деньги направят на «выпуск нового для рынка продукта – универсальной автобусной платформы и электрического шасси на базе электробусов». Наладить производство обещают с 2018 года.

6) Вдобавок к официальной поддержке «стратегического инвестора» со стороны власти была и неофициальная помощь. Так, 12 мая 2014 года принадлежащее городу предприятие «Владимирпассажиртранс» приобрело в лизинг 20 «Волгабасов». Последствием этого решения стали грандиозные долги компании, которая оказалась на грани банкротства. На погашение задолженности из городского бюджета только в 2016 году выделили 57,6 млн рублей – 32,195 млн в феврале и 25,5 млн в ноябре. Лишь спустя два года после закупки автобусов вице-губернатор Алексей Конышев признал, что первая партия газомоторов была «сыроватой», а руководство «Владимирпассажиртранса» в суде заявило о выявленной в поставленных автобусах серьезной проблеме с двигателями.

Параллельно произошел передел владимирского рынка пассажироперевозок. Постановлением №2320 от 23 июня 2014 года администрация города Владимира изменила критерии оценки работы автотранспортных предприятий при проведении конкурсов на перевозку пассажиров. В положении прописали новый показатель – «эксплуатация автобусов, планируемых для выполнения перевозок пассажиров на маршрутах, указанных в лоте, использующих газомоторное топливо». Максимально по нему можно получить 10 баллов. Это один из двух самых высоких показателей, наравне со стажем обслуживания маршрутов при отсутствии замечаний.

В результате череды проведенных осенью 2015 года конкурсов половину автобусных маршрутов отдали компании «АДМ», которая сегодня имеет с ООО «НООТ» и «Волгабас» одного учредителя с кипрскими корнями (тот самый КБ «Юниаструм банк»).

volgbas 2

Такое объединение компаний (производителя, продавца и перевозчика) под одним брендом и одним владельцем логично, если смотреть на будущее. Как сообщил портал «Фонтанка.ру» со ссылкой на свои источники, Алексей Бакулин намерен инициировать внесение поправок в Федеральный закон №220 «Об организации регулярных перевозок и багажа автомобильным транспортом…». Суть изменений портал передает так:

«Концессионер получает особые права, и если он вкладывает средства в транспортные инфраструктурные проекты, то на него автоматически распространяется право на оказание услуги. В данном случае – перевозка пассажиров. Фактически концессионер в итоге сможет претендовать на социальные маршруты без конкурса».

Говоря простыми словами, если инвестор вкладывается в развитие инфраструктуры города или региона (к примеру, создает частный автобусный парк, как в Санкт-Петербурге), то он автоматически получает в обслуживание маршруты. Схема, которую легко воплотить в жизнь группе разноплановых, но взаимосвязанных компаний.

Возвращаясь к нашему «стратегическому инвестору», добавим, что поддержка властей не иссякла ни после критики газомоторной программы со стороны общественников, ни после отказа других городов от покупки «Волгабасов» и заявлений о сомнительности поставщика, ни даже после сообщений о банкротстве близких к «БМГ» фирм – ООО «ВП Волжанин – конструкционные системы» и «Флигазгрупп». Вопросы продолжали копиться, но отвечать на них никто не собирался. Хотя если изучить прошлое инвестора, то многое станет яснее.

ТАЙНЫ ВОЛГОГРАДСКОГО ДВОРА

Чтобы стало понятнее, что за «стратегический инвестор» пришел во Владимирскую область, обратимся к истории волгоградского семейства Бакулиных – известного и влиятельного. Его глава – Анатолий Бакулин, основатель автобусной империи. Еще в далеком 1987 году он возглавил автоколонну №1732, которую впоследствии преобразовали в муниципальное предприятие, а в 1993‑м под его руководством строят завод по производству автобусов «Волжанин».

Успехи в работе способствуют и политической карьере Анатолия Васильевича. В 1999‑м он – советник министра транспорта России, с 2001-го четырежды избирался депутатом Волгоградской областной Думы, где представлял «Единую Россию» и работал вице-спикером. А в 2014‑м губернатор Волгоградской области назначил его своим советником.

Не последним человеком является и Нина Черняева, которую местные СМИ называют «женой Анатолия Бакулина». Она заслуженный врач РФ, поработала главврачом «Волгоградской областной клинической больницы №1», была в региональном правительстве председателем комитета по здравоохранению, министром труда и соцзащиты, а также вице-губернатором. А в сентябре Нину Черняеву избрали депутатом Государственной Думы от «Единой России».

img 3592 1Алексей Бакулин подписывает соглашение с председателем правления ОАО «Газпром» Валерием Голубевым, 2011 год. Фото – gazprom.ru

Заметим, что выборы в Госдуму вообще положительно сказываются на развитии автобусного бизнеса Волгоградской области. К примеру, в 2011 году список «Единой России» по региону возглавлял председатель Совета директоров ОАО «Газпром» Виктор Зубков. Накануне дня голосования госкорпорация подписала с ООО «ИПГ Волга Бас», которое тогда возглавлял Бакулин-младший, договор об использовании природного газа в качестве моторного топлива.

Автобусным бизнесом занимаются три человека с фамилией Бакулин – Анатолий Васильевич, Алексей Анатольевич (сын) и Екатерина Анатольевна (вероятно, дочь Бакулина-старшего). Алексей Анатольевич пошел по стопам отца. Уже в 19 лет он возглавил отдел маркетинга и финансов завода «Волжанин», затем стал его гендиректором. В нулевые занялся построением холдинга «Волгабас». Вступил в «Единую Россию» и представлял партию в Волжской городской Думе с 2009-го по 2013‑й год. Стал активистом «Клуба лидеров», что позволило ему даже пообщаться с президентом.

И еще одно замечание: Алексей Бакулин в 2001 году защитил кандидатскую диссертацию по экономике на тему «Финансовая стратегия предприятия отрасли приоритетного инвестирования». Возможно, это и помогло в будущем молодому бизнесмену реализовать свою «автобусную» стратегию на практике.

АВТОБУСНАЯ ИМПЕРИЯ

Параллельно с построением политической карьеры Бакулиных строилась и их автобусная империя. Речь не только о «Волгабасе», нет. Анатолий, Екатерина и Алексей Бакулины управляли и владели (а в некоторых случаях до сих пор владеют) минимум двумя десятками фирм, так или иначе связанных с производством транспорта и зарегистрированных, как правило, по одним и тем же адресам (Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д. 67 и 110).

13332883 896323153824072 3206546782668359617 nАлексей и Анатолий Бакулины. Фото с личной страницы Алексея Бакулина в Facebook

Анатолий Бакулин руководил МУП «Волжская А/К 1732», возглавляет НП «Совет директоров предприятий и организаций Волгоградской области» и является учредителем ООО «Мастерс Инвест», ООО «НТЦ», ООО «Волгабас Волжский».

Екатерина Бакулина была учредителем ООО «Микст», также ей принадлежат доли в ООО: «Волжский сервис», «Протон-центр», «Слайс», «Смэш», «Волга-кар».

В активе Алексея Бакулина значились ООО «Волгабас», «Омни центр», «Мастерс», «Протранс», «Флигазгрупп» (оно же «ИПГ Волга Бас»), «Администратор-плюс», «ДЦ Волжанин», «СОК», «ВП Волжанин – конструкционные системы» («ВПВ-КС», оно же «ВАП Волжанин»). Также он является учредителем ООО «Слайс», «Волгабас Робо Лаб», «Бакулин Моторс Групп».

Некоторые из этих фирм учредили другие компании. В результате выросла целая бизнес-империя, огромная и по структуре, и по финансам. Какое-то время автобусная система активно развивалась, но после кризиса 2008 года положение ухудшилось. Спад производства, кредиты, долги – империя оказалась под угрозой, но ее создатели нашли выход из положения.

ПАРАД БАНКРОТОВ

Если у компании копятся долги по налогам, страховым выплатам и перед кредиторами – как спасти положение? Ответить на этот вопрос помогла «финансовая стратегия» транспортников, которую они использовали многократно.

Начиная с 2009 года, Бакулины и их фирмы участвуют в банкротных процессах предприятий, с которыми они так или иначе были связаны.

2009 год – банкротство ООО «Евророст» и ООО «Протранс»;
2010 год – банкротство ЗАО «Автобусное производство» и «Логистического центра «Волжанин»;
2011 год – банкротство «Дистрибуторского центра «Волжанин» и «ВП-Инженеринг»;
2012 год – банкротство «Лизинговой компании «Волжанин»;
2013 год – банкротство «ВП Волжанин – конструкционные системы» (оно же «ВАП Волжанин»);
2015 год – банкротство «Флигазгрупп» (оно же «ИПГ Волга Бас»).

volgabus

БАНКРОТСТВО ГОД ЗА ГОДОМ

2009 ГОД. ООО «ЕВРОРОСТ»

ООО «Мастерс» в свое время учредило ООО «Евророст», которое занималось финансовым посредничеством, кредитами и прочими услугами. В 2009 году эта компания накопила солидную задолженность. Налоговая служба выставила ей счет в 501 тысячу рублей, еще 327 тысяч составляла недоимка по страховым взносам (включая пени).

Руководство ООО «Евророст» само обратилось в суд о банкротстве фирмы (дело №А12 – 12822/09). 24 августа 2009 года ее признали несостоятельной, а по завершении конкурсного производства в 2011 году – ликвидировали.

Карта аффилированности: на момент банкротства доля 75% ООО «Евророст» принадлежала ООО «Мастерс», учредителем которого тогда был Алексей Бакулин.

volgabus2

2009 ГОД. ООО «ПРОТРАНС»

Учредителями пассажирской компании ООО «Протранс» были Алексей Бакулин и Наталья Серикова. К 2009 году организация скопила долги по кредитам на сумму 24,5 млн рублей. Ее ликвидатор обратился в арбитражный суд (дело №А12 – 13471/2009), который признал фирму банкротом.

Среди кредиторов, выставивших счет предприятию, значились налоговая служба (9000 рублей), «Логистический центр «Волжанин» (он же «ЛКЦ», 3,16 млн долгов за услуги) и «Лизинговая компания «Волжанин» («ЛКВ», задолженность 1,3 млн рублей по займам).

Карта аффилированности: на момент банкротства доля 67% ООО «Протранс» принадлежала Алексею Бакулину. Учредителем «ЛКЦ» являлось ООО «Слайс Групп», которой на 2009 год владели ООО «Смэш» и ООО «Слайс» (обе принадлежали Екатерине Бакулиной). ООО «ЛКВ» в 2009 году владело ООО «Мастерс Инвест», собственниками которой являлись в том числе Михаил Кравцов (нынешний гендиректор ООО «Волгабас»), ООО «Микст» (Екатерина Бакулина) и ООО «Мастерс» (Алексей Бакулин).

volgabus3

2010 ГОД. ЗАО «АВТОБУСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

Компания «Автобусное производство», которую обанкротили в 2010 году, принадлежала в том числе МУП «Волжская А/К №1732» и ООО «НТЦ», восходящими к Анатолию Бакулину, а руководил фирмой Сергей Шабельников, который также возглавлял «ВАП Волжанин».

Заявление о банкротстве «Автобусного производства» подала налоговая служба (дело №А12 – 890/2010). ЗАО задолжало ФНС по платежам 9,6 млн рублей, включая пени и штрафы. Требования к кредиторам предъявили также ООО «ЛКЦ» (с долгом по займам 15,6 млн рублей), «ЛКВ» (долг по займам 7,6 млн), «ДЦ Волжанин» (32 млн недоплаты за товар), «ВП-Инженеринг» (16,8 млн долга за услуги) и «ВАП Волжанин» (задолженность 42,5 млн рублей). Общая же сумма требований к ЗАО составила 194 млн рублей.

Карта аффилированности: на момент банкротства равные доли «Автобусного производства» принадлежали ЗАО «Автопромсервис», ООО «НТЦ» (Анатолий Бакулин), МУП «Волжская А/К №1732» (гендиректор Анатолий Бакулин) и ЗАО «НТЦ «ВАП». «ЛКЦ» владело ООО «Слайс групп» (через «Слайс» и «Смэш» – Екатерина Бакулина), «ЛКВ» – «Мастерс Инвест» (Михаил Кравцов, через ООО «Микст» и «Мастерс» – Екатерина и Алексей Бакулины соответственно). «Дистрибуторский центр Волжанин» и «ВП-Инженеринг» принадлежали «ИФК Мастерс» (через ООО «Мастерс» и «Микст» – Алексей и Екатерина Бакулины соответственно), «ВАП Волжанин» – ООО «Микст» и «Мастерс» (Екатерина и Алексей Бакулины).

volgabus4

2010 ГОД. «ЛЦ ВОЛЖАНИН»

«Логистический комплект центр» («ЛКЦ», он же «ЛЦ Волжанин») признать банкротом пытались трижды. В 2009 году два заявления в арбитражный суд подала налоговая инспекция, указывая на просрочку по платежам в 779 тысяч (дело №А12 – 11630/2009) и 1,28 млн рублей (дело №А12 – 16954/2009), но получила отказ. А в 2010 году ООО «ЛКЦ» само попросило признать себя банкротом, поскольку суммарный долг компании превысил 21,8 млн рублей. Заявление по делу №А12 – 3392/10 удовлетворили.

Финансовые претензии к «ЛКЦ» среди прочих предъявили налоговая (14,4 млн рублей долгов по платежам и пени и 174 тысячи по социальному страхованию), «Волжское автобусное производство «Волжанин» (оно же «ВПВ-КС», требовало 45,9 млн рублей), «ИПГ Волга Бас» (оно же ООО «Флигазгрупп», 133 тысячи рублей), «Дистрибуторский центр «Волжанин» (16,2 млн долгов по займам) и компания «ЛКВ» (137 тысяч).

Карта аффилированности: на момент банкротства «ЛКЦ» и «ИПГ Волга Бас» принадлежали ООО «Слайс групп» (через «Слайс» и «Смэш» – Екатерина Бакулина), «ВАП Волжанин» – ООО «Микст» и «Мастерс» (Екатерина и Алексей Бакулины), «ЛКВ» – ООО «Мастерс Инвест» (через ООО «Микст» и «Мастерс» – Екатерина и Алексей Бакулины), «ДЦ Волжанин» – «ИФК Мастерс» (через ООО «Мастерс» и «Микст» Алексей и Екатерина Бакулины).

volgabus5

2011 ГОД «ДЦ ВОЛЖАНИН»

Следующей в этой цепочке банкротств стал «Дистрибуторский центр «Волжанин». В 2010 году налоговая инспекция обратилась с иском в арбитражный суд: компания задолжала по платежам 163 тысячи рублей. Последовал отказ (дело №А12 – 20184/2010).

В 2011 году «ДЦ Волжанин» превратился в «ДЦ Автокомпоненты» (последним собственником было «ИФК Мастерс»). Новое заявление о банкротстве поступило от самой фирмы (дело №А12 – 4556/2011). Ее задолженность перед налоговой и «ВАП Волжанин» составляла 322,7 млн рублей (из них 319 млн – долг перед ВАП). Среди прочих требования к компании предъявила «Волжская автомобильная колонна №1732» (112 тысяч рублей). «ДЦ Волжанин» признали банкротом, а по завершении конкурсного производства прикрыли.

Карта аффилированности: на момент банкротства «ДЦ Волжанин» принадлежал «ИФК Мастерс» (через ООО «Мастерс» и ООО «Микст» – Алексей и Екатерина Бакулины соответственно), «ВАП Волжанин» – ООО «Мастерс» и ООО «Микст» (Алексей и Екатерина Бакулины), гендиректором «Волжской А/К №1732» был Анатолий Бакулин.

volgabus6

2011 ГОД. «ВП-ИНЖЕНЕРИНГ»

Еще одну волжскую компанию «ВП-Инженеринг» обанкротили в 2011 году (дело №А12 – 6500/2011). С иском в арбитражный суд обратилось руководство организации, когда долги по кредитам превысили 17,3 млн рублей. Как указывалось в ходе судебного процесса, к ликвидации «ВП-Инженеринг» привело банкротство ЗАО «Автобусное производство».

Требования к компании предъявили налоговая служба (задолженность более 1,5 млн рублей) и «ВАП Волжанин» (9 млн долга за услуги по сборке автобусов «Волжанин»).

Карта аффилированности: на момент банкротства «ВП-Инженеринг» принадлежало «ИФК Мастерс» (через ООО «Мастерс» и ООО «Микст» Алексей и Екатерина Бакулины соответственно), «ВАП Волжанин» – ООО «Мастерс» и ООО «Микст» (Алексей и Екатерина Бакулины).

volgabus7

2012 ГОД. «ЛК ВОЛЖАНИН»

В 2012 году настала очередь «Лизинговой компании «Волжанин», принадлежавшей сначала «ВАП Волжанин», а после «Мастерс Инвест» и «ИФК Мастерс». «ЛКВ» в свою очередь являлось учредителем ЗАО «Волга Бас Холдинг».

С заявлением о банкротстве обратилась сама организация, сославшись на кредиторскую задолженность более 87,6 млн рублей (дело №А12 – 3062/2012). Впоследствии сумма долга выросла до 526 млн.

В ходе судебного разбирательства также выяснилось, что по налогам компания задолжала около 4,5 млн рублей. Кроме того, она активно сотрудничала с «ВАП Волжанин» (оно же «ВПВ-КС») и «Флигазгрупп», а ООО «Волгабас» предъявило к «ЛКВ» требования в размере 899 000 рублей. Но крупнейшим кредитором стало ООО «Волжское конструкторское бюро», которое также принадлежит «ИФК Мастерс». Долг перед ним составил 92,8 млн рублей.

Карта аффилированности: на момент банкротства равными долями ООО «ЛКВ» владели ООО «Мастерс Инвест» и «ИФК Мастерс». В то время учредителями «ИФК Мастерс» были ООО «МВК 2020» (учредитель – нынешний гендиректор «Волгабаса» Михаил Кравцов), ООО «Мастерс» и «Микст» (Алексей и Екатерина Бакулины соответственно). «Мастерс Инвест» принадлежало Михаилу Кравцову. ООО «Волгабас» уже тогда владел и руководил Алексей Бакулин.

volgabus8

2013 ГОД. «ВАП ВОЛЖАНИН»

«Волжское автобусное производство «Волжанин» (впоследствии «ВП Волжанин – конструкционные системы») в 2010 году возглавлял Алексей Бакулин. Позже компанией стали владеть ООО «Микст» и «Мастерс». Именно она поставляла автобусы по госконтрактам в Москву, Питер и Волгоград – на общую сумму 1,9 млрд рублей. Но и ее от банкротства спасти не удалось (дело №А12 – 23512/2013).

С заявлением в суд обратилась налоговая служба, указывая на то, что «ВПВ-КС» задолжала 11,7 млн рублей. Впоследствии размер долга по государственным платежам вырастет до 112 млн рублей, включая штраф и пени.

Компания «ВПВ-КС» не перечисляла средства и другим кредиторам: «НОМОС-Банку» – более миллиарда рублей по договору залога автобусов, банку «Петрокоммерц» – более 1,1 млрд рублей по кредитам, «Сбербанку» и т.д. ООО «Волгабас» предъявил к «ВПВ-КС» требования в размере почти 10 млн рублей, «ЛКВ» (к тому времени находящаяся в стадии банкротства) – 17,4 млн, ООО «НТЦ» – 993 тысячи, а ООО «Омни центр» – более 519 млн рублей.

Карта аффилированности: на момент банкротства «ВПВ-КС» владели ООО «Микст» и ООО «Мастерс» (тогда уже фирмы принадлежали Круглову Николаю Петровичу), «ЛКВ» – «ИФК Мастерс» («Мастерс», «Микст» и через «МВК 2020» – Михаилу Кравцову) и «Мастерс Инвест» (Михаил Кравцов). ООО «НТЦ» владел Анатолий Бакулин, ООО «Омни Центр» – на тот момент Смирнов Александр Юрьевич, с августа 2014 года – Алексей Бакулин, соучредитель «Волгабаса».

volgabus9

2015 ГОД. «ФЛИГАЗГРУПП»

Последним на сегодняшний день звеном в этой цепочке банкротств стало ООО «Флигазгрупп» (оно же «ИПГ Волга Бас»), гендиректором которого также некогда был Алексей Бакулин.

Инициатором банкротства выступило ООО «Волжские автобусы» (дело №А12 – 51744/2015). Именно эта компания была учредителем «Бакулин Моторс Групп» и поставила в 2014 году во Владимирскую область газомоторные автобусы. Фирма давала «Флигазгрупп» миллионные займы под 8,25% годовых, а когда просрочка превысила 321 тысячу рублей, обратилась в суд. Позже «Волжские автобусы» предъявили к банкроту требования в размере 30,8 млн рублей.

Вернуть займы в судебном порядке изъявили желание и ООО «Волгабас» (83,6 млн), «ИФК Мастерс» (4,6 млн), «Волжское конструкторское бюро» (10,3 млн). Долг же «Флигазгрупп» по налогам составил 5,1 млн рублей, включая пени.

Карта аффилированности: на момент банкротства ООО «Флигазгрупп» принадлежало ООО «Слайс групп» (в то время учредителем была Бубнова Татьяна Андреевна, которая с 5 мая 2014 года по 16 июля 2015-го возглавляла «Флигазгрупп», сменив на этом посту Алексея Бакулина). Гендиректором и соучредителем «Волгабаса» оставался Алексей Бакулин. «ИФК Мастерс» владели нынешний гендиректор «Волгабаса» Михаил Кравцов и «КВВК» (Михаил Кравцов и Тимур Якубов), «ВКБ» – «ИФК Мастерс».

volgabus10 copy

ВЫВОДЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

У всех этих процессов есть общий знаменатель, а по их итогам можно сделать общие выводы:

1. После кризиса 2008 года автобусные компании начали сыпаться одна за другой, как косточки домино;

2. В ходе девяти судебных процессов налоговая служба предъявила к фирмам-банкротам требований более чем на 151 млн рублей. Именно такую сумму, по данным ФНС, компании задолжали бюджету. Общий же счет долгов организаций шел на миллиарды;

3. В ряде дел по банкротству участвовали аффилированные с семьей Бакулиных и связанные между собой компании. Они предоставляли друг другу многомиллионные займы, брали в залог имущество, а затем предъявляли требования в суде;

4. В начале прошлого года, как передают местные СМИ, волгоградский следком все же возбудил уголовное дело в отношении должностного лица ООО «ВПВ-КС» по статье «неуплата налогов в особо крупном размере». По версии следствия, за 2011 – 2012 годы компания не перечислила в бюджет 117 млн рублей. Однако Анатолий Бакулин, как передает «Социнформбюро», тут же открестился от этой фирмы и ее долгов.

Продолжится ли череда банкротств и какая автобусная компания станет новым звеном в этой цепи, покажет время. Единственное, что остается непонятным в этой истории, – почему администрация Владимирской области безо всяких сомнений продолжает поддерживать «стратегического инвестора» и оказывать ему финансовую, организационную и материальную помощь. Вряд ли руководство региона не изучало историю автобусной компании и не знает о банкротствах, которые с ней связаны. Имеется ли в этом особом расположении к инвестору нечто большее, чем заинтересованность Белого дома в развитии экономики области? Думается, ответ на этот вопрос мы узнаем в будущем, когда происходящее получит независимую оценку общественности и соответствующих органов.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

В заключение мы хотели бы привести комментарий руководства компаний «Волгабас» и «БМГ». Еще в ноябре 2016 года мы написали письмо на имя Алексея Бакулина с просьбой дать комментарий по произошедшим банкротствам, но до сих пор не получили ответа. Мы надеемся, что бизнесмен все же пришлет ответ и прояснит ситуацию.

Материал подготовлен при содействии владимирского регионального антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл – Р»

Back to top button