Ради ВСМ в области вырубят 25 тысяч га леса и построят 200 мостов
Магистраль разделит надвое 4 населенных пункта
В середине марта во Владимире и всех районах области, по которым пройдет высокоскоростная магистраль «Москва-Казань», состоятся очередные публичные слушания по вопросу строительства ВСМ. Первое обсуждение проекта прошло в августе 2013 года весьма бурно. Предложенный организаторами вариант возведения ВСМ вызвал у граждан массу вопросов, касающихся и безопасности, и экологии, и удобства жителей. За два с половиной года проект был доработан, и вот теперь на суд владимирцев выносится более объемный и, очевидно, более серьезный документ.
С материалами к слушаниям можно ознакомиться уже сейчас – по адресу: г. Владимир, ул. Горького, д.40, каб. 306. Сидящий там специалист расскажет все, что знает о ВСМ (но только в общих чертах), запишет ваши пожелания и попросит оставить отзыв. Каждый горожанин может либо одобрить, либо не одобрить проект, либо поставить создателям магистрали какие-либо условия. Затем все вопросы граждан направляются в Москву для детального изучения и проработки. Ответы на них владимирцы смогут услышать, скорее всего, только на слушаниях.
Второе обсуждение строительства магистрали пришлось проводить, поскольку, как объяснил ПроВладимиру специалист, в проект были «внесены кое-какие изменения». Правда, какие именно – сказать сложно, ведь в увесистом талмуде документации нужно разбираться минимум неделю. Поэтому мы лишь обозначим некоторые особенности будущей высокоскоростной магистрали на участке 33-го региона.
Общая протяженность ВСМ по территории области составит 247 км, пять из них пройдет по городскому округу Владимир – в 560 м от деревни Мосино и в 345 м от «перспективных участков, предназначенных для садоводчества». Для прокладки магистрали строителям потребуется возвести 200 мостов, 20 эстакад, 10 путепроводов и 7 зверопроводов, а также организовать десятки скотопрогонов. Затраты на это окупятся в течение лет десяти, поскольку к 2030 году, по оценкам проектировщика, пассажиропоток ВСМ достигнет цифры 5,1 млн человек в год, а количество составов – 40 пар в сутки.
Правда, сразу после запуска магистрали число высокоскоростных поездов будет, вероятно, чуть меньше. Зато, помимо маршрута «Москва – Казань», запланированы и укороченные варианты: на 6 парах поездов «Москва – Владимир» можно будет добраться до столицы или вернуться из нее в областной центр за час, а на 3 парах «Владимир – Нижний Новгород» время в пути составит 1 час 10 минут. Максимальная скорость движения – 400 км/ч.
Во Владимирской области высокоскоростные поезда будут останавливаться 4 раза – на одной опорной и трех промежуточных станциях. Собственно, именно эти населенные пункты ВСМ и пересечет (хотя, вполне возможно, количество разделенных пополам селений приуменьшено). А вот автомобильных и железных дорог на пути следования магистрали – куда больше. Хорошая новость: никаких переездов в местах пересечений не предусмотрено. Вместо этого будут строить железнодорожные и автомобильные путепроводы (типа моста, по которой проходят пути: в случае ж/д‑путепровода – железная дорога сверху, в случае а/д‑путепровода – железная дорога снизу). Если конкретно:
1) в Петушинском районе предусмотрено два путепровода, а также строительство эстакады через р. Шитка, мостов через р. Киржач, Черная, Танка и пр.;
2) в Собинском районе:
- на автодороге Назарово-Стуково будет ж/д‑путепровод;
- на автодороге Р‑57 – М‑7 (Кольчугино-Владимир) – тоже ж/д‑путепровод;
3) во Владимире:
- автодорога Мосино-Волосово – а/д‑путепровод;
- автодорога Боголюбово-Второво – ж/д‑путепровод;
4) в Камешковском районе:
- Новая Бакановка – Нестерково – а/д путепровод;
- Хохлово-Камешково – а/д путепровод;
- «Хохлово-Ручей» – Гатиха – Дворики – ж/д путепровод;
- М‑7 «Волга» – Дом отдыха Симоново – а/д путепровод;
5) в Суздальском районе:
- автодорога Р‑74 «Владимир – Юрьев-Польский» – а/д‑путепровод;
- Загорье – Филиппуши – ж/д‑путепровод;
- Новое – Суворотское – а/д путепровод;
- Добрынское – Лемешки – а/д путепровод;
6) в Ковровском районе:
- Дмитриево – Сажино – Русино – а/д путепровод;
- автодорога М‑7 – металлический мост;
- Павловское – Эсино – Красный маяк – Андреево – Тюрмировка – а/д путепровод;
7) в Вязниковском районе:
- Сосновка – Симонцево – а/д путепровод;
- Большевысоково – Поздняково – а/д путепровод;
- Большевысоково – стрельбище – ж/д путепровод;
- Большевысоково – Агафоново – а/д путепровод;
- Воронино– Серково – а/д‑путепровод;
- Зобищи – Воронино – а/д‑путепровод;
- Лунково – Наместово – а/д путепровод;
- Наместово – Лунково – а/д путепровод;
8) в Гороховецком районе:
- Слободищи – Денисово – Васенино – а/д путепровод;
- Чулково – Литовка – а/д путепровод;
- М‑7 – Нововладимировка – а/д‑путепровод.
Часть трассы пройдет по зоне карстовых образований. Волнение по этому поводу уже высказали экологи, но проектировщики заверяют: «На карстоопасных участках выполняются противодеформационные мероприятия для исключения остаточных деформаций».
Что касается вредных воздействий на экологию, то они оцениваются как «умеренные». В частности, во время строительства вредные выбросы в атмосферу составят 815,6 тонны (среди веществ – диоксид серы, оксид и диоксид азота, марганец и пр.). Будет вырублено 25 688 га леса, но все это организаторы обещают компенсировать. Также возможен подъем грунтовых вод, заболачивание территории, оползни и карстовые провалы.
Превышение уровня шума планируется в радиусе до 350 м от трассы. В населенных пунктах вдоль ВСМ установят шумозащитные экраны.
Что касается памятников природы, то в километровом буфере магистрали находятся:
- 5 заказников (Клязьминский береговой, Окско-Клязьминская пойма, Барский лес, Давыдовский, Пенкинский);
- один историко-ландшафтный комплекс (Боголюбовский луг и церковь Покрова-на-Нерли);
- 4 объекта историко-культурного наследия (село Новое в комплексе «Церковь Покрова-на-Нерли», сам ландшафт вокруг церкви, объект культурного наследия федерального значения «Бугорки», объект археологического наследия регионального уровня селище Исаево);
- 15 памятников природы (Благовещенский затон, озеро Быковское, Казанский родник и парк «Дружба» во Владимире, лесопарк Комзяки, озера Б. Бобровницы, М. Бобровницы, Великое Луговое, Кривое, Карашево, торфяное месторождение «Калининское», урочище «Камбары», крутой берег Клязьмы, озера Шумарки и Старица).
Однако, как заверяют проектировщики, «существенного негативного воздействия» на них не будет. Невредимой останется и церковь Покрова-на-Нерли, поскольку ВСМ пройдет далеко от нее, с другой стороны боголюбовской трассы. Остаточное воздействие на ООПТ оценивается как «умеренное».
Наиболее существенным, но неизбежным явлением во время строительства трассы станет «нарушение традиционного транспортного и пешеходного движения». Грубо говоря, в тех местах, где ВСМ пересекает какие-либо дороги, возможны заторы, а то и вовсе придется организовывать пути объезда, причем на несколько лет. Работы по возведению ВСМ еще даже не начинались, хотя раньше проложить трассу по Владимирской области обещали уже к 2018 году. Крайний срок реализации всего проекта – 2021 год. На эту дату, вероятно, и стоит ориентироваться.