Теплицы коррупции: кто превратил Владимирскую область в рассадник для взяточников
Поучится ли Орлова у Виноградова?
Разразившийся в последние дни очередной коррупционный скандал в окружении Светланы Орловой вновь заставил жителей региона задуматься – а так ли хорошо и правильно губернатор управляет областью. Задержанный по подозрению в крупном взяточничестве экс-директор «Тепличного» Виктор Шляхов является по совместительству мужем пресс-секретаря главы региона и хорошей подруги Светланы Юрьевны, и его арест нанес ущерб репутации Орловой не меньше, чем уголовное преследование Елены Мазанько.
Произошедшее Белый дом всячески пытается выставить в нужном для себя свете, превращая серьезную ситуацию в дешевую комедию. Судя по опубликованному вчера официальному сообщению, Светлана Орлова лично рекомендовала Счетной палате проверить убыточный ГУП «Тепличный». Также «ситуация на комбинате находится на контроле у главы региона», написала пресс-служба обладминистрации.
Получается, хозяйка Белого дома «копала» под мужа своей подруги? Крайне сомнительно, что Рита Шляхова не знала о поручении губернатора проверить место работы супруга. И уж тем более невероятно, что Орлова согласовала задержание Виктора Шляхова в ночь с 6‑го на 7‑е октября – возможно, даже в его собственном доме. Прямо-таки не торжество правосудия, а какой-то бразильский сериал!
Виктор Шляхов справа от губернатора. Фото – пресс-служба АВО
Но важнее другое – понять, как и почему это стало возможным, кто создал во Владимирской области тепличные условия для расцвета коррупции? Для ответа на этот вопрос стоит немного углубиться в историю.
Вообще 33‑й регион сравнивали с теплицей еще в годы правления Николая Виноградова. Тогда политологи имели в виду, что на Владимирщине существует своя, в определенном плане более свободная атмосфера для развития бизнеса, партий и местного самоуправления. В области не было какой-то одной доминирующей политической силы. Все парторганизации конкурировали между собой, в них появлялись новые лидеры, амбициозные и стремящиеся не пристроиться к власти, а реализовать свой потенциал. И для этого были все возможности.
Отдельная история – с муниципалитетами. Местные власти при губернаторе-коммунисте действительно были независимыми. В годы правления Виноградова происходило то, что невозможно сегодня: мэры городов спорили с главой региона и даже противодействовали ему. Вспомнить хотя бы жаркие обсуждения закона о городской земле, когда глава Владимира Александр Рыбаков откровенно выступал против позиции Белого дома. Или инициатива мэра Коврова Виктора Каурова присвоить городу звание города воинской славы в обход обладминистрации.
Николай Виноградов не противодействовал развитию местного самоуправления. Он вел свою политику, но муниципалы были независимыми в той мере, в какой это вообще возможно по закону. Последний как раз и являлся мерилом всего. Да, присутствовали у этой системы и минусы. Среди глав было не так много профессионалов, встречались и коррупционеры, но имеющаяся в регионе «разница потенциалов» никому не давала расслабляться, и если кто-то провинился, то он отвечал. Даже Виноградова в свое время оштрафовали за незаконную агитацию на выборах мэра Коврова. Возможно ли такое с Орловой, которая также призывает людей голосовать за нужных кандидатов и правильную партию? Вряд ли.
В общем, «тепличная» атмосфера при бывшем губернаторе хоть и не была идеальной, но все же приносила свои плоды. Однако власть сменилась, и новая хозяйка Белого дома решила поменять систему взаимоотношений. Муниципалитеты она включила в вертикаль власти, по сути, лишив их независимости. Это стало понятно уже в ходе выборов губернатора, когда Светлана Юрьевна с легкостью выгоняла из зала и увольняла избранных глав, обвиняя их во всех проблемах городов и районов.
Такая политика привела к тому, что всех владимирских чиновников де-факто поделили на угодных и неугодных. Вторых бросили в топку губернаторской избирательной кампании, а первые получили от Светланы Орловой личную индульгенцию за все прошлые и будущие грехи. Это мы можем наблюдать и сегодня. Райменеджер Киржача самовольно проводит реконструкцию памятника культуры и против воли выселяет людей из их дома, глава администрации Камешковского района закрывает в поселке единственный детский сад, а в Муромском районе ликвидируют школу. В Александрове горе-управленец «подмял» под себя пассажирские перевозки. Но поскольку все эти муниципалы лояльно относятся к Белому дому и им назначены (выборы во Владимирской области, по сути, превратились в фикцию), на их прегрешения областные власти закрывают глаза.
И если местные чиновники мало чего боятся, то люди из окружения губернатора вовсе чувствуют себя вольготно. Неслучайно фигурантами коррупционных расследований стали не просто члены орловской команды, но ее хорошие знакомые, как мы говорим – «варяги»: нахваленный хозяйкой Белого дома Дмитрий Хвостов, «Лена Мазанько», личная помощница губернатора Олеся Кузнецова, чья фамилия также фигурировала в деле Хвостова, а теперь еще и муж подруги главы региона Виктор Шляхов.
Очевидно, находясь под крылом Орловой и чувствуя ее полное доверие и поддержку, они не ограничивали себя в удовлетворении собственных нужд и потребностей. И правильно – какие бы статьи про них не писали СМИ, какие бы факты не вскрывались, им все сходило с рук. Светлана Юрьевна закрыла глаза и на «золотой ершик», и незаконное совмещение Виктором Шляховым двух должностей, и на скандалы в строительной отрасли. Все это было губернатору неинтересно, ведь главное – это преданность, а не чистота.
Благо порожденный Орловой конфликт интересов показал, что безнаказанными и «святыми» владимирские чиновники не являются. «Квартирник у Малышкина» собирается все чаще, и приглашают на него все больше людей. Что происходит в области, до сих пор не поняли разве что некоторые единороссы, которые считают, что губернатор «разбудила» их от летаргического сна, а на самом деле, они до сих пор находятся в белодомовской матрице.
Рита Шляхова. Фото – АСИ
Задержание Шляхова в очередной раз породило волну негодования и слухов о скорой отставке главы региона. Но давайте подумаем – возможно ли обратить коррупционные скандалы на пользу Светланы Орловой? Ведь сама ситуация довольно ультимативная. Гипотетически положительные изменения возможны, но только при исполнении нескольких условий:
1) Прежде всего, Орлова должна избавиться от всех членов команды, которых она подбирала не по принципу профессионализма, а из личных соображений: Шляховых, четы Мазанько и прочих чиновников;
2) Во-вторых, губернатору нужно научиться прислушиваться к любой критике в СМИ. И если чье-либо расследование бросает хоть тень коррупции на какого-то сотрудника Белого дома, то в отношении него должно вестись серьезное открытое разбирательство. А такие сигналы уже имеются, к примеру, в отношении Александра Кирюхина. Но опять же Орлова ставит превыше всего личную преданность, а не закон;
3) И последнее – необходимо вернуть права и независимость местному самоуправлению и конкуренцию политических сил. Конечно, Светлане Юрьевне как члену высшего бюро «партии Путина» лестно засилье «Единой России» в регионе, но ни к чему хорошему это не привело.
Способна ли на эти шаги губернатор? Лично я сильно сомневаюсь. У главы региона есть свои сильные и слабые стороны, но именно она волей-неволей стала тем садоводом, который посадил семена коррупции в теплицах владимирской власти и бережно взращивал ростки. И если ничего не изменится, в ближайшие месяцы мы станем свидетелями очередного скандала на шестом этаже Белого дома.
* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции