Вчера во Владимире прошли слушания по строительству Рпенского проезда, который призван соединить улицу Мира с микрорайоном Доброе. Это обсуждение – второе по счету. Первое прошло в июне, и тогда жильцы трех из одиннадцати домов, попадавших под снос, выступили против переселения. Владимирская мэрия спорить с ними не стала и заказала второй вариант дороги, в обход жилых зданий.
Как выяснилось вчера, проектировщик – компания «Владимиравтодорпроект» – за 4,8 млн рублей умудрилась сделать гораздо более сложную схему движения, которая также создаст массу проблем. Причем многие вопросы уже возникали при строительстве Лыбедской магистрали, и сегодня городские власти повторяют те же самые ошибки.
ОШИБКА №1 – НЕ СЛУШАЮТ ЖИТЕЛЕЙ
Отказ от первого варианта дороги-дублера Большой Нижегородской улицы Оранжевый дом преподнес как прислушивание к мнению жителей. Мол, владимирцы сами не захотели сноса домов, поэтому администрация города пошла им навстречу. Однако благополучие жильцов трех зданий обошлось проблемами для владельцев сотни гаражей, которые придется снести ради Рпенского проезда.
Рпенский проезд и ГСК слева от него
Разумеется, это вызвало недовольство собственников железных боксов, которые и составили большинство из 115 участников слушаний. Атмосфера была напряженная. Не отличался учтивостью и выдержкой и представитель управления архитектуры Олег Маханько, отвечавший на вопросы жителей от лица мэрии. Он частенько повышал голос, не обращал внимания на заявления присутствующих, что такой проект дороги им не нужен, и оправдывал строительство нуждами большинства владимирцев. К примеру, был такой диалог между жильцами домов, мимо которых пустят потоки машин, и Маханько:
«Жители: Чем нам дышать?
Маханько: Нынешнее количество автомобилей – это не администрация их завезла, это вы. А как живут люди в Лакинске?
Жители: Плохо.
Маханько: Наверное. Но это такая жизнь. Администрация должна действовать в интересах большинства. Городу нужен этот проезд или нет? Вы не знаете ответ на этот вопрос, а я знаю. Этот проезд должен быть.
Жители: Вокруг нас и так ТЭЦ, очистные, химзавод – вонища невозможная. Теперь перед нами будет трасса. Это уничтожение, я считаю. Почему вы нам даете пример, как в Лакинске? Мы не в Лакинске.
Маханько: Строительство этой дороги делается в интересах большого количества населения, жителей Доброго.
Жители: А остальных в землю закопают.
Маханько: Цель слушаний – не принятие решений, а информирование граждан. Граждане в принятии решений не участвуют».
Выступает Олег Маханько
В итоге чиновника обвинили в демагогии. Участники слушаний предлагали свои варианты дороги – например, вывести ее на улицу Безыменского, либо вернуться к предыдущему проекту. Единственное, что им ответили, – это высказывать свои предложения (22-го и 25-го сентября их можно принести в администрацию Фрунзенского района, а затем до 18-го октября – в управление архитектуры). Также власти обещали разместить проект в интернете для всеобщего обсуждения.
ОШИБКА №2 – КОЛЬЦО
Самое главное отличие двух вариантов дороги – это разделение направлений движения. Поскольку четыре полосы без сноса домов или двух линий гаражей вместо одной проложить никак не удавалось, проектировщики решили разделить потоки и пустить машины по кольцу. Так что в будущем Рпенский и Красносельский проезды станут односторонними.
Автомобилям, которые едут с улицы Мира в Доброе или хотят проехать с Большой Нижегородской на Мира, придется делать крюк через улицу Погодина, Красносельский проезд и Жуковского. Расширение Красносельского проезда при этом не предусмотрено. Зато там зачем-то нарисовали остановку общественного транспорта.
Все это, безусловно, осложнит движение. Но Олег Маханько оптимистично заявил, что думать об этом рано. Сначала надо дорогу построить, а потом уже схему проезда рисовать:
«Вы сами можете увидеть в нашем городе, что наличие дороги и организация движения – это две большие разницы. Т.е. создается твердое полотно, твердое покрытие дороги, а дальше на нем делается организация движения. Ну вот характерный момент – это развязка улицы Горького с Луначаркой, допустим, переделанная, или одностороннее движение в центре, о котором два года назад никто подумать не мог.
Поэтому сегодня задача – проложить широкую дорогу с твердым покрытием. Дальше мы будем думать о ее улучшении, организации движения, возможно, еще дополнительные появятся проезды. Но сегодня надо разгрузить забитую улицу».
Вообще этим принципом объясняется множество транспортных проблем в городе. Если сначала строить дороги, а потом думать, как поедут по ним автомобили, то и не стоит удивляться, скажем, запрету кольцевого движения на улице Луначарского, отмене пешеходных переходов, круговому движению через Гагарина, чтобы выехать с улицы Горького на Лыбедскую магистраль, и т.д.
ОШИБКА №3 – ГРУНТОВЫЕ ВОДЫ
Когда проектировали Лыбедскую магистраль, разработчики не учли наличие грунтовых вод, что принесло массу проблем строителям. О наличии аналогичной проблемы вчера на слушаниях рассказали владельцы гаражей в Добром. По их словам, погреба под железными боксами затоплены, поскольку раньше на месте ГСК было болото. Более того, капитальные гаражи первой линии стоят в низине, в овраге, да еще и рядом с ЛЭП. Не получится ли так, что по геологии, которую еще не проводили, на этом месте нельзя будет возвести дорогу?
«Сначала нарисовали рисуночки, а потом геологические испытания будете проводить – это несерьезно», – возмущались жители.
Наталья Синицына
Представитель «Владимиравтодорпроекта» Наталья Синицына ответила, что часть оврага засыплют до уровня Рпенского проезда и укрепят подпорной стеной. ЛЭП переносить не будут, поскольку по нормам городская магистраль может проходить под проводами. Что касается воды, то это вообще проектировщики не считают проблемой.
«У нас такой большой опыт в проектировании дорог, в том числе и в городе Владимире, и в городе Москве. Вы не представляете, какие сложные бывают грунтовые условия. Решений технических сейчас очень много, и вода – это не проблема. Люди просто не видят, в каких условиях строят дороги. Здесь у нас не так страшно. Подумаешь, вода стоит в погребе: воду легко очень убрать и защитить дорогу от воды. Это не проблема», – заметила Синицына.
Усложнившуюся схему движения проектировщики также не считают проблемной. По их словам, в развязке на площади Фрунзе владимирцы также долго не могли разобраться, но «сейчас все нормализовалось, все автомобилисты довольны».
А вот из участников слушаний вряд ли кто-то остался доволен. Те, кто презентовал проект, не услышали конструктивных предложений, те, кому презентовали, не получили ответов на свои вопросы. Правда, никто не исключает, что в итоге и от второго варианта Рпенского проезда могут отказаться, дорогу переделают и вновь представят на суд владимирцев.