Мельниковы добились сноса незаконных построек в Семязино
Судебные приставы помогли бизнес-семейству
Во Владимире есть множество незаконных объектов, которые никак не могут снести. Вроде бы и судебное решение есть, а приставы по различным причинам бездействуют. Самострои успешно функционируют, а некоторые – как «утюг» – по воле властей даже становятся легальными. Однако когда речь заходит о частных постройках – заборах или гаражах, здесь судебные приставы не церемонятся и спешно отчитываются об исполнении воли Фемиды.
К примеру, на прошлой неделе приставы принялись за снос самовольных построек в микрорайоне Семязино. На земле, ныне принадлежащей компании «37А», уже давно появились капитальные объекты – кирпичный гараж, забор и колодец канализации. Собственнику участка с кадастровым номером 33:22:013072:157 это не понравилось, и он через суд добился признания строений незаконными.
С наступлением весны приставы пригнали на место экскаватор, который пробил дыру в гараже и снес ограждение. На этом работы приостановились, чтобы владелец самостроя демонтировал его самостоятельно. Все это сопровождалось почти философским комментарием пресс-службы владимирского управления судебных приставов:
«Многие граждане в наше время совершенно не задумываются о том, что при капитальном ремонте в своем жилом помещении или возведении новой постройки на земельном участке необходимо обратиться в соответствующие органы для получения разрешения на проведение строительных работ на земельном участке, а также удостовериться, что земельный участок, где предполагается постройка, находится в вашей собственности. Ведь изречение «Сто раз отмерь – один раз отрежь» не пустые слова. Люди сначала делают по-своему, а потом удивляются событиям, которые происходят впоследствии.
Так, на этой неделе судебные приставы Ленинского районного отдела города Владимира приступили к исполнению решения суда об обязании должников снести самовольно возведенные постройки. Должникам неоднократно вручались требование исполнить решение суда и самостоятельно снести самовольно возведенные ими постройки, но должники требования судебных приставов игнорировали.
Только после того, как приставы приступили к сносу незаконно возведенных построек, и рухнула первая стена самовольной постройки, должник понял, что больше игнорировать требования не получится. Между должниками и взыскателем было заключено соглашение и составлен план сноса незаконных построек, по которому должники в установленный срок самостоятельно снесут незаконные постройки, а контроль за соблюдением соглашения будут контролировать судебные приставы».
Казалось бы, справедливость восторжествовала, но на деле ситуация куда сложнее, чем кажется. Об этой истории ПроВладимир уже рассказывал год назад, и тогда она произвела общественный резонанс. Дело в том, что владеют землей у гипермаркета «Лента» братья Мельниковы. Учредителем компании «37А» является Петр Алексеевич Мельников, а директором – Павел Алексеевич.
У семязинского участка долгая история. Он переходил от одной компании к другой, но всегда оставался под контролем семьи Мельниковых. Сам надел пока что предназначен для сельхозпроизводства и вроде как засеивается клевером. В противном случае его бы отобрали.
Спор же между бизнес-семейством с одной стороны и мэрией и семязинцами с другой возник из-за отрезка вдоль этого большого участка. На нем в какой-то момент появились постройки местных жителей – в основном, заборы и гаражи (а кто-то даже автосервис открыл). К ним вела дорога, которой пользовались граждане. Однако когда Мельниковы предъявили свои права на землю, то сначала Ленинский районный суд в октябре 2015 года признал постройки незаконными, а затем арбитражный суд в декабре 2016-го встал на сторону бизнесменов, сославшись на исковую давность.
Незаконность построек, впрочем, граждане не оспаривают. Однако если дорога находится на частной территории, выходит так, что у некоторых семязинцев отсутствует подъезд к их домам и участкам, что не может быть по закону. Исходя из этого, жители сделали вывод, что дорогу, которой они все время пользовались, должны признать территорией общего пользования.
К участкам ряда семязинцев теперь отсутствует свободный доступ
В прошлом году жильцы попытались через суд внести изменения в данные Росреестра и кадастрового учета, однако Ленинский районный суд им отказал. Сегодня областная инстанция рассматривала апелляцию. Истцом выступила Анастасия Капыток: к ее наделу №33:22:011300:111 также отсутствует свободный доступ. По мнению заявителя, когда участок Мельниковых ставили на кадастровый учет, «не был учтен фактический порядок землепользования».
Юрист «37А» доказывала обратное. По ее мнению, имеющаяся дорога была создана и использовалась для проезда сельскохозяйственной техники, а уже жители просто приспособили ее для своих нужд. «Это их мнение, что это земли общего пользования», – заявила представитель Мельниковых, добавив при этом, что вопрос подъезда к домам решается не оспариванием границ участков, а установлением сервитута.
В ходе рассмотрения дела выяснилось, что проблем жителям добавили в Росреестре. За долгие годы некоторые семязинцы делили свои участки. Так, например, возникли наделы №33:22:011300:111 и №33:22:011300:112. Первый граничит с землей Мельниковых, и к нему нет проезда по землям общего пользования. Однако кадастровый инженер, ставя участок на учет, на это внимания не обратил.
В итоге областной суд также отказал Анастасии Капыток в удовлетворении требований. Теперь ей, по всей видимости, придется договариваться с «37А» о возможности проезда, а владельцам незаконных построек – их сносить.
Земли Мельниковых предназначены под застройку
Пикантность ситуации придает и то, что, по действующему генплану, участок у гипермаркета «Лента» предназначен под застройку домами 5 – 10 этажей и размещение объектов общественно-делового назначения. С изменением же категории земли с сельскохозяйственной на жилую в разы вырастет и его стоимость. Сейчас участок «37А» в 25,8 га оценивается лишь в миллион рублей, тогда как надел площадью в 14,3 га неподалеку от Содышки №33:22:021042:626 в зоне Ж‑4 оценивается в 291 млн рублей. На основе этого семязинцы и предполагают, что сама дорога к их домам и земля под их незаконными гаражами Мельниковым не нужна: просто без нее надел вряд ли удастся продать застройщикам. Так это или нет, покажет время.