Власть

Заливное от губернатора №14: Орлова спасла «Автоприбор»

Как разваливали завод под пустые обещания властей

Губернатор Светлана Орлова спасла владимирский завод «Автоприбор» от закрытия, а его сотрудников – от увольнения. Об этом сначала 22 мая сообщила пресс-служба Белого дома, по версии которой, «вопрос об увольнении работников «Автоприбора» с повестки дня снят», а затем в эфире «ГТРК Владимир» 24 мая заявила уже сама глава региона. Оказалось, что губернатор героически защитила заводчан от увольнения переговорами с руководством банка ВТБ и даже нашла предприятию инвестора.

«Это непростой вопрос. Она не вчера произошла, ситуация на «Автоприборе». Конечно, я включилась, потому что это люди. Тут что теперь людям объяснять? Поэтому я нашла председателя правления «ВТБ» Костина Андрея Леонидовича, переговорила все с ним, объяснила, что сейчас очень важно как бы отработать, потому что очень много в собственности уже «ВТБ», и часть там то, что владеет город, − то, что касается воды и многих других вопросов.

Конечно, рынок машиностроения в России растет, и мы сами это видим. И то, что делает «Автоприбор», − конечно, продукция будет востребована, и она нужна, эта продукция. Мы договорились отложить, чтобы не закрывали, никого на улицы не отправляли, потому что надо сейчас искать инвестора. Инвестор один уже есть, вот. Но это, конечно, работа банка «ВТБ», частника, руководителя этого предприятия, вот. И мне удалось договориться с банком, чтобы они сейчас, ну, не делали резких движений, потому что в основе своей они собственники».

Подобные посулы Светлана Орлова раздавала и ранее – как в отношении других предприятий (из владимирских обещали не закрывать и спасти «Точмаш», «СТЭС-Владимир», «ВПО Прогресс» и «Владимирский моторо-тракторный завод»), так и касаемо «Автоприбора».n4ygan3xj3 1526297642Здесь стоит напомнить, что критическая ситуация на заводе начала складываться после 2008 года, когда для спасения «Автоприбора» его директор Алексей Мельников взял кредит в банке «ВТБ» – миллиард рублей под грабительские 23,5%. Других вариантов не было, поэтому предприятие согласилось на кабальные условия, а вот справиться с ними не смогло. К тому же в один прекрасный момент «ВТБ» прекратило финансирование завода (деньги поступали не одномоментно, а траншами), что, по мнению гендиректора ООО «Завод Автоприбор» Андрея Серегина, и стало «спусковым крючком к банкротству предприятия».

Банкротство завода началось в июле 2012 года, еще до приезда Светланы Орловой во Владимирскую область. Ситуация развивалась неспешно, но не в пользу предприятия. Наблюдение на ОАО «Завод Автоприбор» ввели еще 24 декабря 2012-го. Через три месяца сменилось руководство области: у Светланы Юрьевны было гораздо больше лоббистских возможностей и связей в Москве, поэтому договориться с «ВТБ» и инвесторами о спасении «Автоприбора» ей было легче, чем Николаю Виноградову. В связи с этим важно проследить, какие же шаги к этому предпринимались.0hd5dp6nnk 1425481944Не прошло и месяца с момента появления Орловой на Владимирщине, как пресс-служба Белого дома отчиталась, что в области создается Центр локализации производства автокомпонентов, который сформируют на основе 5 – 6 предприятий, включая «КЭМЗ», «Автоприбор» и «Владимирский моторо-тракторный завод». 19 июня 2013 года на совещании по развитию газомоторного транспорта Светлана Юрьевна представила нового инвестора – «ГК Волгабас» (ныне «Бакулин Моторс Групп»), который должен был в том числе загрузить заказами «Автоприбор». Более того, там предлагалось разместить производственные площадки будущего автобусного завода.

«Алексей Бакулин – я очень хорошо и давно его знаю. Мы создадим самые комфортные условия, потому что мы рады всем тем, кто приходит к нам. Администрация области, конечно, заинтересована в привлечении инвестиций, в развитии рынка газомоторного топлива, готова предложить производственные площади – и «Автоприбора», и «Точмаш», – заявляла Орлова.

А 23 июля говорилось уже о двух инвесторах для технопарка во Владимире:

«У нас еще один технопарк по автокомпонентам, который мы делаем во Владимире, и там все согласования мы прошли. Если приходит «Авиа» и «Волгабас», то все получается в технологической цепочке касаться будет транспорта».

Как известно, «Волгабас» разместили в Собинском районе. А 2 сентября 2014 года ОАО «Завод Автоприбор» признали банкротом. Спустя месяц рабочие предприятия получили уведомления о сокращении, однако их права восстановила трудовая инспекция.pzuqhg195k 1425481938Эти события не смутили Светлану Орлову, и 12 декабря 2014 года на открытии инжинирингового центра в ВлГУ она заверила, что «Автоприбор» спасут «Камазом»:

«С приходом сюда «Камаза», с учетом там «Автоприбора» – мы сейчас работаем очень серьезно, чтобы не было банкротства этого предприятия, потому что его продукция понадобится «Волгабасу» и другим».

В том же месяце хозяйка Белого дома повторила обещание про «Камаз», заявив, что Алексей Мельников был «горе-руководителем», и завод спасут без него:

«Еще «Камаз» будем смотреть, если зайдет с учетом «Автоприбора». Мы уже провели переговоры, «Автоприбор» мы не дадим обанкротить. Он и без Мельникова будет работать, потому что то руководство, которое было, оно, конечно, нас не устраивает. И сейчас мы ведем работу. Я на той неделе буду встречаться с президентом «ВТБ» Костиным. Нам очень важна смена управляющего. Предприятие будет востребовано с учетом «Волгабаса», «Камаза», мы уже по три раза провели переговоры. Он детали производит в том числе для «Камаза», которые нужны. И думаю, что мы выстроим такую схему работы, что «Автоприбор» потихонечку начнет подниматься» (17 декабря, «ГТРК Владимир»).

qbb1ubxv74 1413961217

«Мы восстанавливаем его сейчас, но все без Мельникова. Мы идем на долгосрочную программу, чтобы не уничтожить это предприятие! А то приняли решение – скупили лучших пять кусков, и 1300 человек хотели выбросить на улицу! Горе-руководитель! Когда брал 1,5 млрд, думал – что там? Пять предприятий работают рентабельно, а это нет. Поэтому мы серьезно займемся «Автоприбором», с учетом захода «Камаза», в перспективе – «Волгабаса». Никто не будет ломать цеха и строить на их месте торговые центры». (25 декабря 2014 года на встрече с промышленниками)

«По «Автоприбору» мы сейчас работаем с «Камазом» и с «ВТБ», но без Мельникова, как я сказала – он уже наруководился. «Автоприбор» нам нужен для машиностроения» (26 декабря 2014 года на совещании с муниципалами).

В январе 2015 года заводчане вновь получили уведомления об увольнении. В то же время на площадках фабрики создали «Владимирский индустриальный парк» – для привлечения новых резидентов и сохранения рабочих мест. 26 января 2015-го на пресс-конференции губернатора последовала реакция:

«Пока резкого сокращения мы не прогнозируем. Даже по «Автоприбору» – вы знаете, мы сменили управляющего, коллектив остается тот же. Загрузка у них есть. Сейчас прорабатываем с «Камазом», потом «КЭМЗ» там еще заходит. «Волгабас» уже с ними проводит работу на те изделия. Но только без Мельникова, и реструктуризацию проводим с «ВТБ».

ukitr53b6l 1425481931А в мае 2015-го на экономическом форуме Светлана Орлова заверила, что сейчас вопрос о закрытии «Автоприбора» «даже не стоит»:

«Наш «Автоприбор». Если три месяца назад стоял вопрос, вообще закрывать ли это предприятие, то сегодня вопрос даже не стоит, что закрывать, потому что кооперация, локализация, в перспективе строительство завода по производству автобусов, грузовиков на газомоторном топливе – оно помогает загрузить в том числе и завод «Автоприбор».

Так называемая «реструктуризация» под руководством «ВТБ» обернулась многочисленными торгами по продаже имущества предприятия. Правда, аукционы заканчивались безрезультатно, в связи с чем снижалась и стоимость завода. По словам Андрея Серегина, нашлись даже такие «инвесторы», которые хотели выкупить производство за смешные 50 млн рублей. Гендиректор ООО «Завод Автоприбор» был уверен, что задачи спасти «Автоприбор» у главного из кредиторов не стоит – лишь освободить площадь.

dsc03960Андрей Серегин

В январе 2016-го рабочим предприятия вновь задержали зарплату. 12 апреля того же года они обратились к губернатору с просьбой защитить их от сокращений. Каких-то публичных действий со стороны хозяйки Белого дома не последовало. Лишь 14 июля на «Петербургском диалоге» Орлова представила Виктору Зубкову нового гендиректора «Автоприбора» Яна Древитца со словами, что Древитц «навел мне там порядок». А 3 августа в «Велесе» на встрече с промышленниками Светлана Юрьевна вновь бросила камень в огород Алексея Мельникова, который якобы обманул и государство, и банк, и своих сотрудников.

«Может, какой-то кодекс этики предпринимателя сделаем, который действительно помогает нормально соблюдать конкуренцию, а не топить, понимаете, да? Хватать бюджетные деньги втридорога, как некоторые у нас любят здесь, уводя эти бюджетные деньги через другие компании, ничего не вкладывая в предприятия, и такие у нас с вами есть, а высказывают потом, что есть напряжение на рынке труда. Какое напряжение на рынке труда?! Вы же увели эти деньги, а предприятия зарегистрировали в Брянске, вы же это делали, а не кто-то другой. А деньги банка «ВТБ», к примеру», – произнесла глава региона.

wv52pr2csf 1527066810Все это, конечно, делу не помогло. 26 декабря 2016 года «ВТБ» отошли 100% акций ОАО «Завод Автоприбор». Об индустриальном парке на предприятии все уже давно забыли, а в прошлом году о производстве вообще никто не вспоминал. Новый виток напряженности начался весной 2018-го, когда по требованию налоговой службы со счетов ООО «Завод Автоприбор» списали 85 млн рублей (эту компанию признали аффилированной с ОАО «Завод Автоприбор»). В итоге денег на зарплату у связанных друг с другом фирм, составляющих одно предприятие, не осталось, и на прошлой неделе рабочих пригласили на увольнение. Белый дом же лишь перенес эту процедуру на два месяца.

Как мы видим, спасти «Автоприбор» Светлана Орлова могла еще пять лет назад, до его банкротства. И потом, когда на заводе создавали индустриальный парк, и после, когда 100% акций ОАО отошли «ВТБ». Но все время было потрачено впустую. Ну а все обещания губернатора – это всего лишь спектакль накануне сентябрьских выборов, когда Светлане Юрьевне придется отчитаться перед избирателями за все те нереализованные обещания, которые она надавала за прошедшие пять лет.

Back to top button