Власть

«Пышонинг» по-прокурорски: кто придумал дресс-код для журналистов в горсовете?

Прокуратура отказалась комментировать спорные моменты

На прошлой неделе на сайте мэрии появился проект положения по аккредитации журналистов при владимирском горсовете. В нем было множество спорных моментов. Например, сотрудников СМИ обязывают уважать депутатов, не порочить главу города и носить одежду делового стиля, иначе их лишат заветной корочки.

Сегодня пресс-служба областной прокуратуры разослала информацию, что документ об аккредитации разработан по предложению городской прокуратуры.

«Прокуратурой города установлено, что правила аккредитации представительным органом местного самоуправления не разработаны. В этой связи прокурором города разработан и направлен в Совет народных депутатов города Владимира проект нормативного правового акта об аккредитации журналистов.

Согласно ему, аккредитация журналистов СМИ проводится в целях создания необходимых условий для профессиональной деятельности журналистов по достоверному и объективному освещению работы законодательного органа местного самоуправления».

Каким образом прокуратура составляла проект положения об аккредитации, непонятно. Почему именно прокуратура этим занялась – тоже, ведь составление нормативных актов – прерогатива горсовета, а надзорное ведомство, как правило, лишь указывает на законность/незаконность того или иного положения, его наличие или отсутствие.

В интернете на сайте государственной автоматизированной системы РФ «Правосудие» можно найти типовой проект положения об аккредитации журналистов. ПроВладимир сравнил его с тем документом, который предлагается принять горсовету, и выявил ряд различий. В частности, в положении владимирского Совета появились следующие пункты:

1) Заявка на аккредитацию должна содержать данные документа, удостоверяющего личность, и данные о том, имеются ли в отношении журналиста или СМИ решения судов о распространении ими не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

2) Аккредитованные журналисты обязаны:

- уважать при осуществлении профессиональной деятельности права, законные интересы, честь, достоинство главы города, депутатов Совета народных депутатов города Владимира и работников его аппарата;

- всесторонне и объективно информировать читателей, телезрителей и радиослушателей о работе Совета народных депутатов города Владимира;

- не использовать свои профессиональные возможности в целях сокрытия или фальсификации информации, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся СМИ;

- не использовать свои права с целью опорочить главу города, депутатов и работников аппарата Совета народных депутатов города Владимира;

- придерживаться делового стиля одежды при посещении мероприятий Совета народных депутатов города Владимира.

Заметим, что требование делового стиля одежды есть и в положении об аккредитации в администрации Владимирской области, в остальном же документ Белого дома максимально приближен к типовому, что, впрочем, не мешало бывшему начальнику комитета общественных связей и СМИ Рите Шляховой его нарушать.

В то же время дресс-код в горсовете давно предлагала ввести депутат Лариса Пышонина. Она в 2013 году отчитала пришедшую в Оранжевый дом многодетную мать за ее внешний вид.

«Все-таки внешний вид! Если мы приходим в общественное здание, приходим в городской Совет, нужно подготовиться не только теоретически. Мы выходим на трибуну, и существуют какие-то этические нормы», – посетовала тогда единоросска.

После этого подобные идеи стали называть словом «пышонинг». Так что не стоит удивляться, если требование к одежде журналистов – предложение именно зама Ольги Деевой.

Что касается остальных условий аккредитации, то по ним возникает масса вопросов. Например, «данные документа, удостоверяющего личность», являются персональными. И хотя законом это предусмотрено, непонятно, зачем это понадобилось горсовету. Или требования к содержанию статей аккредитованных журналистов – по-другому, как цензурой, это не назовешь. Вдобавок нередки случаи, когда депутаты муниципального парламента делают крайне сомнительные заявления, коими порочат сами себя. И если их напечатать, будет ли это считаться неуважением к народным избранникам? Так что если руководство горсовета захочет лишить неугодного журналиста аккредитации, то найдет к чему придраться.

ПроВладимир решил выяснить, по чьей инициативе в типовом положении об аккредитации появились пункты о дресс-коде и цензуре. Однако в пресс-службе областной прокуратуры отказались обнародовать их проект документа, сославшись на то, что это внутренний нормативный акт, к тому же еще не утвержденный горсоветом.

«Мы акты реагирования свои не распространяем для СМИ. Это ДСП-шные документы [для служебного пользования – ред.]. Я сейчас вам этого не скажу [кто включил в положение спорные пункты], потому что они принимают акт, мы также его смотрим, осуществляем юридическую экспертизу. Они вправе там и свои какие-то положения включить, вопрос – будут они законны или не будут, это надо еще потом надзорным органам посмотреть.

Проект [прокуратуры] есть, но они вправе что-то подредактировать, вопрос, как они это подредактируют, законно это или незаконно. Документы можно сравнивать после вступления в юридическую силу, а когда это проект, в который могут внести изменения, то… [это делать некорректно]» – ушла от прямого ответа пресс-секретарь областной прокуратуры Виктория Туркова.

Проект положения об аккредитации первоначально рассмотрят на комитете горсовета. Возможно, депутаты подкорректируют документ или отклонят его, как это произошло при рассмотрении вопроса о телефонном голосовании в муниципальном парламенте. ПроВладимир будет следить за развитием событий.

Back to top button