Виктор Шляхов назвал миллионные взятки «пожертвованиями на ремонт столовой»
Бывший глава «Тепличного» намерен рассказать о конфликте с чиновниками Белого дома
Экс-руководитель «Тепличного» Виктор Шляхов снова отверг все обвинения, заявил о конфликте с одним из руководителей в Белом доме, а взятки назвал добровольными пожертвованиями на восстановление столовой.
4 октября в Ленинском суде города Владимира прокурор Наталья Сатарова зачитала обвинительное заключение по делу бывшего главы ГУП «Тепличный» Виктора Шляхова, обвиняемого в пяти составах преступлений, среди которых растрата, злоупотребление служебным положением и получение взяток.
С одной из фирм в 2011 году, еще до руководства Виктором Шляховым, комбинат «Тепличный» заключил договор о поставке двуокиси углерода жидкой. Договор постоянно продлевался. По версии следствия, в октябре 2015 года у Виктора Шляхова возник умысел на систематическое получение взяток в особо крупном размере на общую сумму не менее 2 млн 380 тысяч рублей от менеджера этой компании по фамилии Фонов.
Деньги, согласно обвинению, Виктор Шляхов вымогал за дальнейшее продолжение сотрудничества. По информации прокуратуры, Фонов боялся, что его уволят в случае прекращения поставок, и выдавал взятки из личных средств (адвокат Шляхова сомневается, что средства были личными, так как официальная зарплата Фонова − 18 тысяч рублей в месяц). В итоге деньги Фонов перечислял с нескольких банковских карт на принадлежащую Виктору Шляхову карту Сбербанка небольшими порциями до 100 тысяч рублей с частотой один-два раза в неделю.
В другом эпизоде Виктора Шляхова обвинили в истребовании выписанных работникам годовых премий. Деньги директор раздал заместителям, главному инженеру, советнику директора, главному специалисту, а затем забрал себе обратно 20 – 25% этих средств. Сбором премиальных откатов якобы занималась заместитель директора по фамилии Пугачева. Размер премий колебался от 162 до 482 тысяч рублей, размер отката − от 40 до 100 тысяч рублей.
Также Виктора Шляхова обвинили во взятках в обмен на игнорирование долгов фирм-партнеров «Тепличного». По версии следствия, за регулярные взятки от 100 до 250 тысяч рублей директор ГУПа давал распоряжения своему заместителю не обращаться в арбитражный суд, мотивируя это устными договоренностями с должниками. Позже Виктор Шляхов заключал с фирмами мировые соглашения, где не требовал проценты за просрочки по платежам. Часть подобных соглашений привела к невозможности истребовать долги перед предприятием.
Виктор Шляхов рассказал судье, что не признает предъявленных ему обвинений по всем шести составам преступления, а его адвокат зачитал заявление. Защитник и обвиняемый считают, что следствие игнорировало оправдывающие Шляхова обстоятельства, а показания брали у заинтересованных в оговоре подсудимого лиц.
«По нашему мнению, обвинение в растрате − это статья 160 УК РФ, злоупотребление служебным положением (статья 285 УК РФ), а также получение взяток от Успенского Юрия Ивановича (290.5 в УК РФ) − являются полностью надуманными. Эти обвинения основываются полностью на показаниях лиц, заинтересованных в оговоре Шляхова, и ни одно из вышеуказанных обвинений не подкрепляется какими-либо доказательствами объективного характера, на что мы неоднократно указывали в своих жалобах и ходатайствах».
Кроме того, свидетели (заинтересованные в оговоре) якобы давали показания вынужденно, сказанные следователям слова не были чистосердечными:
«Также мы отмечаем, что каких-либо взяток Шляхов не просил и не получал. Соответствующие показания Фонова, Коваля, Успенского и Куделя, данные этими лицами в ходе предварительного следствия, носили вынужденный характер, а их явка с повинной не была ни добровольной, ни чистосердечной».
Также следствие, по словам адвоката, неверно оценило цели, с которыми с разных банковских карт небольшими суммами деньги поступали на личный счет Виктора Шляхова:
«Доказательства получения Шляховым Виктором Павловичем наличных денег в материалах уголовного дела отсутствуют. В то же время фактом поступления в 2015 – 17 годах безналичных денежных средств от Фонова и Коваля на банковские карты следствием дана неправильная юридическая оценка, а именно: обвинение не приняло во внимание, что эти деньги переводились не в качестве взяток от физических лиц, а как добровольное пожертвование обществу [наразборчиво] , ООО Аргентум Трэйд и ООО Продукт Экстра на восстановление работоспособности столовой ГУП «Тепличный».
В конце заявления адвокат анонсировал появление в деле высокопоставленных сотрудников областной администрации. Их имена на сегодняшнем заседании не прозвучали, за исключением уточнения, что работодателем Виктора Шляхова был департамент имущественных и земельных отношений.
«И также мы отмечаем, что в ходе судебного разбирательства Виктор Павлович даст подробные показания по всем фактическим обстоятельствам, интересующим обвинение, в том числе, даст объяснение о том, почему считал, что у него не имелось возможности по-другому оформить поступление безналичных пожертвований, а также сообщит о конфликтных ситуациях с рядом высокопоставленных лиц администрации Владимирской области, связанных с различными подходами к перспективам развития ГУП «Тепличный».