Для владимирцев социальное благо важнее политических прав
Социолог Дмитрий Петросян объяснил, почему это не очень хорошо для общества
Жители Владимира высоко оценивают влияние некоммерческих организаций на развитие общества. Причем 51,5% опрошенных считают это влияние положительным и только 1,6% – отрицательным. Таковы выводы доклада, подготовленного исследовательской компанией «Среднерусский консалтинговый центр» для «Дома НКО Владимирской области».
Растет информированность населения об НКО и их деятельности, что особенно заметно по респондентам среднего возраста (31−50 лет). Среди лидеров по упоминанию — «Милосердие и порядок», АРДИ «Свет», «Красный крест» и «Молодая гвардия Единой России». Тем не менее это поверхностные знания — 71% опрошенных не смогли вспомнить название ни одной некоммерческой организации.
«Когда в 2002 году проводили исследование, тогда это все было совсем новое — мало кто понимал, что такое некоммерческий сектор и некоммерческие организации. Сейчас во многом благодаря интернету люди больше осведомлены о том, что происходит в обществе, знают, что такое НКО и как они работают. Но их воспринимают именно как организации, которые занимаются благотворительностью и социально слабыми группами населения, поэтому к ним отношение в этом смысле позитивное. Хотя большинство знает, конечно же, поверхностно, из СМИ, а не на собственном опыте.
Не было ничего, что удивило [в результатах]. Хотя я думал, что будет немножко более негативное отношение к заграничному финансированию [НКО]. И будет в большей степени выражено представление о том, что эти организации работают исключительно на себя и на интересы своих сотрудников. Но эти мои опасения не подтвердились — у людей довольно адекватное восприятие. И то, что НКО не воспринимаются как политизированные организации, которые занимаются защитой прав, меня тоже не сильно удивило. Потому что у нас социальные права всегда ставили выше гражданских и политических», — рассказал ПроВладимиру один из авторов доклада Дмитрий Петросян.
В большинстве своем владимирцы считают, что некоммерческий сектор должен заниматься проблемами в социальной сфере.
Экология, помощь заключенным и защита политических прав остались наименее востребованными. Впрочем, подобные приоритеты характерны не только для владимирцев. Социологи выявили, что для россиян в целом социальная защищенность важнее правовой, а социальные права ценятся выше прав политических и личных.
Из-за сложившихся стереотипов, большинство сочло, что помогать в первую очередь надо:
- ветеранам и пенсионерам (68,7%);
- инвалидам и семьям, воспитывающим ребенка-инвалида (60,9%);
- детям, оставшиеся без попечения родителей, беспризорникам и трудным подросткам (54,5%);
- многодетным и приемным семьям, а также семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (52,1%).
Куда меньше поддержки, по мнению владимирцев, требуется бездомным (16,6%), безработным (13,7%), женщинам (7,5%) и мигрантам (3,3%).
Социолог Дмитрий Петросян отметил, что перекос в сторону социальной сферы — не очень хороший показатель для общества:
«Люди воспринимают некоммерческие организации как сферу социальной защиты. Почему с моей точки зрения это плохо? Потому что это и есть отражение пренебрежения людей к своим личным, юридическим, гражданским правам. Это отношение переносится и на НКО. Люди не относятся серьезно к правам первого ряда — свободе слова, свободе совести, неприкосновенности личности. Этот показатель меняется очень слабо, отсюда слабый уровень развития общественных организаций у нас. Люди мало верят в возможность эффективной защиты своих политических и гражданских прав. Причем получилось [согласно исследованию], что НКО рассматриваются как придаток государства, который должен на деньги государства и госкорпораций заниматься защитой социально обездоленных групп граждан.
[Для изменения этого мнения] хватило бы правового просвещения. Крайний вариант — резкое ухудшение экономической ситуации, падение уровня дохода и понимание, что политические права должны стоять на первом месте, а уже от них зависит все остальное. Через такой жесткий вариант не хотелось бы проходить еще раз».
Исследование основано на мнении 709 владимирцев, ответивших на вопросы анкеты в ноябре 2018 года.