Жизнь

Почему от пала прошлогодней травы нужно отказаться?

Сжигание сухой растительности не делает почву плодороднее, зато грозит лесам и населенным пунктам

Во Владимирской области наступила весна — днем на улице устойчивая плюсовая температура. Снег практически растаял и вновь становится актуальной проблема пала прошлогодней травы. Зачастую этим несанкционированно занимаются не специалисты, а обычные граждане, считающие это быстрым и полезным для почвы способом борьбы с засохшей растительностью.

Но пал травы приводит к лесным пожарам, с которыми сложно бороться. Руководитель противопожарного отдела российского отделения Гринпис Григорий Куксин рассказал ПроВладимиру о масштабах опасности:

Почему от пала прошлогодней травы нужно отказаться?
Фото – greenpeace.ru

«Абсолютное большинство пожаров происходит по вине человека. Если говорить о весеннем периоде, то уже сейчас сотни тысяч гектаров пройдены огнем на Дальнем Востоке. Сейчас мы занимаемся тушением пожаров в Амурской области — и большая часть из них возникла из-за пала травы. Люди думают, что это почему-то полезно и зачем-то нужно, мол так принято, такая традиция. Но именно это становится причиной ущерба огромных масштабов для лесов, сгоревших населенных пунктов, уничтожения гнезд птиц, мест обитания зверей и насекомых, а также снижения плодородия почв.

Если говорить о Владимирской области, то пал травы — основная причина возникновения торфяных пожаров. А это огромное количество сил и времени на их устранения, задымление населенных пунктов. Пал травы — традиция, от которой стоит отказаться», — считает Куксин.

Владимирская мэрия напоминает, что за несанкционированное сжигание сухой травы, лесной подстилки и хвороста вблизи лесов статье 8.32 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:

  • Для гражданских лиц — от 3 до 4 тысяч рублей;
  • Для должностных лиц — от 15 до 25 тысяч рублей;
  • Для юридических лиц — от 150 до 250 тысяч рублей.

Григорий Куксин считает штрафы недостаточной мерой для решения проблемы. Сотрудников лесной охраны и пожарного надзора недостаточно для фиксации правонарушителей.

Есть случаи, когда пал травы санкционирован, но и это нельзя назвать чем-то хорошим:

«С 2015 года сельскохозяйственные палы запрещены полностью. Единственным исключением является сжигание рисовой соломы, но это актуально только для южных регионов. Во Владимирской области и других регионах все поджоги на сельхозземлях 100% незаконны и наказуемы. Поджог травы не несет никакой экономической целесообразности, современное сельское хозяйство может и должно существовать без выжиганий.

Если говорить о других категориях земель, то есть два варианта, когда это может быть санкционировано. Первое: в населенных пунктах для профилактики пожаров могут удаляться горючие материалы путем их сжигания — по строгим правилам, под наблюдением пожарной охраны со спецтехникой. Эта мера осталась, но, на мой взгляд, она должна применяться только в исключительных случаях, когда нет других способов обезопасить граждан. Но это очень плохой пример для населения, потому что, когда люди такое видят, то думают: „Ну, а что? И я могу аккуратно!“, а в итоге — порыв ветра, приводящий к трагедии. Но ограничений множество, они почти невыполнимы, но главам поселений на всякий случай такая возможность оставлена».

Почему от пала прошлогодней травы нужно отказаться?
Фото – ГУ МЧС России по Владимирской области

«Второе: профилактические выжигания в лесах, которые выполняют лесники. С этим была большая беда, потому что те регионы, где это практиковали, ставили себе невыполнимые плановые показатели, при этом не выделяя финансирование на какой-то контроль. И получилось, что лесникам деньги на спички дали, а контроль не установили. Поджигались огромные территории, а потом тушились пожары, которые из-за этого возникли», — подчеркнул руководитель противопожарного отдела Гринпис России.

По словам Григория Куксина, с проблемой все же борются на законодательном уровне. Уже существует проект методических указаний по проведению профилактических выжиганий, где говорится «не о безупречных, но разумных вещах». Там указано при каких погодных условиях и на каких почвах данные действия допустимы. Однако активист Гринпис уверен, что даже от профилактических выжиганий следует отказаться.

«Амурские власти перешли на безогневые профилактические меры, иначе населения от поджога травы просто не отучить. Я глубоко убежден, что Владимирской области никакие профилактические выжигания не нужны ни в населенных пунктах, ни на природных территориях. Регион достаточно богат и цивилизован.

Надо отказаться от сакральных ежегодных сжиганий травы и всего вокруг. Не надо создавать угрозу населенным пунктам, не надо гонять пожарных, которые по 10−15 раз в день начнут ездить на вызовы. Если пожарным придется ездить на каждый вызов из-за потенциально опасного пала травы, то значит у них будет меньше времени на охрану других объектов — школ, больниц, детсадов и так далее. Тут бессмысленно ругаться на государство — пожарные и лесники изо всех сил свою работу делают», — отметил Куксин в разговоре с ПроВладимиром.

Почему от пала прошлогодней травы нужно отказаться?
Термоточки, фиксируемые спутником. Источник – «Добровольные лесные пожарные Центрального региона»

«Добровольные лесные пожарные Центрального региона» — группа активистов, занимающихся защитой лесов, болот и борющихся с причиной возникновения пожаров — начала ежедневный мониторинг термоточек на торфяниках. В их зону ответственности входит и Владимирская область. Обычно термоточка сигнализирует о том, что рядом с болотом что-то горит или горело, весной это обычно происходит из-за подожженной травы.

В случае обнаружения лесного пожара звоните:

  • В лесную охрану по единому федеральному номеру 8−800−100−94−00;
  • В региональную диспетчерскую службу Владимирской области: — 8 (4922) 54 – 37-11; 8−910−094−12−81;
  • В пожарную охрану по стационарному телефону по номеру — «01», по сотовому — «101»;
  • Или по единому номеру для вызова экстренных оперативных служб — «112».
Back to top button