Общество

«Жертвой пыток может стать любой человек, не только заключенный»

26 июня отмечается Международный день в поддержку жертв пыток

26 июня в мире отмечается Международный день в поддержку жертв пыток, цель которого — полное искоренение пыток и обеспечение эффективности соответствующей конвенции.

Явление, которое казалось бы давно должно кануть в лету, остается нерешенной проблемой в России. Достаточно вспомнить историю заключенного ярославской колонии № 1 Евгения Макарова, видео с пытками которого попало в сеть и вызвало большой общественный резонанс. Жуткие инциденты встречаются и во Владимирской области. О проблемах в региональной системе ФСИН мы уже писали.

ПроВладимиру подробнее о масштабах распространения пыток рассказала директор фонда «Общественный вердикт» Наталья Таубина.

«Исходя из нашего опыта, мы вынуждены констатировать, что проблема пыток продолжает быть крайне распространенной практикой, как со стороны сотрудников МВД, так и ФСИН. Из пенитенциарной системы к нам продолжают поступать жалобы от людей, которые пострадали от пыток или жестокого обращения в отделе полиции — выбивали признательные показания или же пытки применялись с целью демонстрации власти и подавления воли задержанных.

На сегодня фонд работает и ведет дела в более, чем 30 регионах России, и это еще один показатель того, что практика применения пыток, к сожалению, распространена в нашей стране.

«Жертвой пыток может стать любой человек, не только заключенный»
Вход во Владимирский централ

Владимирский централ, с одной стороны, — учреждение, из которого поступают очень тревожные сигналы, а с другой стороны — безумно закрытое учреждение. В частности, к нам в последние месяцы приходила оттуда информация. Но когда туда выезжал адвокат, чтобы встретиться там с людьми, чьи родственники обратились к нам за помощью, заключенные говорили, что у них все не так уж и плохо. Для нас это свидетельство того, что во Владимирском централе используют разные методы запугивания, в том числе, чтобы заключенные не жаловались и по этим жалобам не проводили расследования», — отметила Наталья Таубина.

По данным опроса «Левада-центра», проведенного по заказу правозащитной организации «Комитет против пыток», каждый 10‑й подвергся пыткам. 60% опрошенных назвали насилие недопустимым, однако около 30% респондентов считают, что в исключительных случаях прибегать к пыткам можно. Борьба с этим явлением может снизить раскрываемость преступлений, опасаются граждане.

Пресс-секретарь президента Владимир Песков усомнился в результатах опроса:

«Вот смотрите, сейчас на конференс-колле человек 30 есть? Есть. Кто сталкивался с пытками представителей органов правопорядка, назовите себя… Есть ли кто-то, кто хочет назваться? Нет. Поэтому, конечно, нужно тщательно проанализировать то, что было, какая работа была проведена», — цитирует Пескова «Коммерсантъ».

«Жертвой пыток может стать любой человек, не только заключенный»
Фото – пресс-служба УФСИН

Среднестатистический россиянин может задаться вопросом: «Почему мне не должно быть все равно на пытки в колониях? Это же преступники!» — такую позицию часто озвучивают в комментариях под материалами на тему. Наталья Таубина пояснила ПроВладимиру, в чем заключается опасность и опрометчивость таких суждений.

«Запрет пыток — чуть ли не единственное право, закрепленное в Международном праве, на которое существует абсолютный запрет. Даже право на жизнь имеет определенное ограничение. На пытки существует абсолютный запрет вне зависимости от того, что там за человек, что он совершил и при каких обстоятельствах. Пытки нельзя применять ни к террористам, ни к насильникам, ни к серийным убийцам, ни к кому-либо еще.

Если мы говорим о пытках в колониях, то там сидят люди, которые уже приговорены к наказанию за совершенное преступление. Суд приговорил людей к лишению свободы, а не разрешил применять к ним пытки, не разрешил их унижать и попирать их достоинство. А получается двойное наказание — приговор суда и действия администрации колонии, которая хочет с помощью незаконных методов насилия подавить волю заключенных.

Пытки могут коснуться каждого. Мы и другие правозащитные организации, которые занимаются этой темой, знаем это, как никто другой. Жертвой пыток может стать любой человек: у нас в практике были учителя средней школы, студенты, простые рабочие. Они не совершали преступления, но оказались не в том месте, не в то время, попали в руки полиции и из них выбивали показания. У нас есть случай, когда женщину пытали, чтобы она дала свидетельские показания, при том, что она была готова их дать и сама приехала в отдел полиции. Зачем было применять насилие?» — рассказала директор «Общественного вердикта».

Фонд «Общественный вердикт» неоднократно проводил онлайн-опрос об отношении россиян к пыткам. Общественное мнение меняется медленно и уровень согласия с существующим насилием остается высоким, однако наших сограждан нельзя назвать кровожаднее жителей любой другой страны.

Back to top button