Павел Чиков: «Выбор особого порядка никак не сказывается на виде и размере наказания»
Упрощенный порядок рассмотрения дел в суде ухудшает качество расследований
Во Владимирской области может снизиться число уголовных дел, рассматриваемых в особом порядке. Соответствующую цель на ведомственной коллегии поставил прокурор 33-го региона Игорь Пантюшин. Сейчас показатель достигает 54%.
«Убежден, что удельный вес дел, рассматриваемых в особом порядке, должен быть снижен. При малейшем сомнении в доказанности вины подсудимого, в правильности восприятия им обвинения и его последствий прокурорам надлежит требовать рассмотрения дел в общем порядке», — отметил Пантюшин.
В первом полугодии 2019 года осуществлен переход на общий порядок по 152 уголовным делам.
Особый порядок принятия судебных решений введен в российское уголовное производство с 2002 года. Он позволяет значительно сократить время на расследования и судебное разбирательство. Обвиняемый, которому грозит наказание менее 10 лет, может заключить сделку со следствием, согласившись с предъявленными обвинениями. В таком случае наказание не может превышать ⅔ максимального срока.
Планы региональной прокуратуры никак не противоречат федеральной повестке. В марте генпрокурор РФ Юрий Чайка подчеркнул: упрощенный подход применяется для 70% дел в стране и значительно ухудшает качество расследований. Он считает, что относиться к рассмотрению уголовных дел следует ответственнее.
Выбор формы разбирательства должен стоять за человеком, а не за прокурором, рассказал ПроВладимиру глава международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.
«Статистика показывает, что выбор обвиняемым особого порядка никак не сказывается на виде и размере наказания. Единственное, человек избегает долгого рассмотрения дела в суде и сразу переходит на стадию исполнения наказания. Но при этом он практически лишается возможности обжаловать приговор, обратиться с жалобой в ЕСПЧ и в целом отстаивать свою невиновность. Выбор должен быть за человеком, а не за прокурором», — считает Павел Чиков.
Согласно исследованию Института проблем правоприменения, выбор особого порядка не приносит обвиняемому «ожидаемого смягчения наказания по сравнению с теми, чьи дела были рассмотрены в общем порядке».
Адвокат Максим Никонов из Владимира отнесся к идее снижения количества дел, рассматриваемых в особом порядке, положительно. По его словам, в России эта форма разбирательств сконструирована неудачно.
«Снижение количества дел, рассматриваемых в особом порядке, будет полезно для защиты прав человека. Потому что сейчас особый порядок сильно расслабил и следствие, и прокуроров, и суды. При особом порядке доказательства никакие не исследуются, исследуются только вопросы о личности, которые влияют на наказание. Получается, что при спорных моментах часто обвиняемый выбирает особый порядок там, где есть основания для оспаривания обвинения. Его убеждают следователь и оперативники, что „давай, соглашайся на особый порядок, тебе дадут более мягкое наказание“. И человек соглашается на то обвинение, которое не всегда обосновано. Иногда вменяют статью более тяжкую, чем та, которая следует из обстоятельств дела, или квалифицирующий признак, которого на самом деле нет.
Особый порядок в России сконструирован очень неудачно. Потому что, когда человек ходатайствует об особом порядке, он не знает, какое наказание ему будет назначено. В тех же Соединенных Штатах, откуда этот механизм к нам пришел, человек, заключая сделку со следствием, знает, на какое наказание он договаривается», — отметил Никонов.