От Усти-на-Лабе до Карлово: зачем Владимиру города-побратимы?
То, что у Владимире есть города-побратимы, факт известный. На ум чаще других приходят немецкий Эрланген и чешский Усти-на-Лабе, но, на самом деле, число наших побратимов уже доросло до 30-ти. Городами мы дружим с китайцами, французами, американцами, финнами, поляками, болгарами, белорусами… Читая новости о подписании очередного соглашения или о визите иностранной делегации, иногда задаешься вопросом — зачем оно владимирцам? Попробуем разобраться в вопросе.
Не побратимы, а партнеры
Традиция «братания» городами появилась еще в Советском Союзе и, в основном, касалась стран соцлагеря. Ярким представителем побратимов того времени является чешский Усти-на-Лабе, подробнее о котором мы расскажем ниже. Правда, сегодня этот и другие 29 городов на сайте администрации Владимира обозначены уже не как «побратимы», а как «партнеры».
Как объяснил начальник управления горадминистрации по связям с общественностью и СМИ Александр Карпилович, различий в этих понятиях фактически нет:
«Собственно, никакой принципиальной разницы. В эпоху Советского Союза все мы были братьями и сестрами, а наши друзья-товарищи из стран соцлагеря — братушками и камрадами. И тогда, и сейчас старались наполнить рамочные договоры между городами реальным содержанием — прежде всего, гуманитарными проектами. Культурный обмен, образовательный обмен, поездки официальных делегаций, спортсменов, школьников, студентов. Народная дипломатия: мы — к ним, они — к нам. Люди созданы для общения, и мы, условно, стираем границы, чтобы лучше понимать друг друга».
Документы, опубликованные на сайте Оранжевого дома как подтверждение дружбы между городами-побратимами имеют разные форматы — здесь и соглашение о сотрудничестве, и протокол о партнерстве, и договор о намерениях. Единство в подписях тоже не наблюдается: скрепить на бумаге дружбу городов могут и мэр, и глава горадминистрации, и начальник одного из городских управлений.
Кстати, условия, прописанные в договорах, не требуют обязательного исполнения. Например, это касается обмена официальными организациями через год по очереди. Такой пункт есть как минимум в четырех соглашениях — с городами Сент (Франция), Керава (Финляндия), Еленя Гура (Польша), Баоцзи (КНР).
«Это рамочные соглашения, а не договоры банковского займа. Никто не собирается дружить насильно или считать по головам участников культурных обменов только потому, что подписан договор о партнерстве. Но есть общее правило в формате бартера так сказать. Приглашая гостей, мы их размещаем, угощаем, составляем официальную и культурную программу. То же самое делают и они. Как правило, визиты делегаций из городов-партнеров случаются ближе ко Дню города, и из бюджета Владимира на это не выделяется ни копейки. День города и все, что с ним связано, финансируется из внебюджетных источников.
Зачем все эти хлопоты? Муниципалитеты наводят мосты между людьми, культурой, бизнесом, СМИ, пробивая бреши в стенах недоверия и зловредных мифов о России. А это, согласитесь, дорогого стоит».
Улица Усти-на-Лабе есть, а гостиницы «Владимир» уже нет
Усти-над-Лабем считается самым давним городом-побратимом Владимира — официальным партнерским отношениям в этом году исполняется 40 лет. В 75‑м в честь побратима даже переименовали Электрозаводскую улицу, правда, переиначив на русский манер — Усти-на-Лабе. Парк «Дружба» тоже получил свое название не просто так, а в знак крепкой связи двух городов СССР и Чехословакии.
Реальная дружба соединяла города вплоть до перестроечных времен. Говорят, сотрудничество Владимира и Усти-на-Лабе было продуктивным по самым разным направлениям — культура, спорт, образование, туризм. Туда и оттуда регулярно ездили делегации, учебные заведения обменивались студентами и школьниками… А потом крепкая связь фактически прервалась.
Сегодня в чешском побратиме Владимира проживает около 100 тысяч человек. Город является крупным центром химической промышленности в стране, там производят синтетические красители, удобрения и серную кислоту. Туристы в Усти-над-Лабем тоже заезжают, например, посмотреть на замок Стршеков (XIV век) и на замок Ветруше, построенный в XIX веке на развалинах еще более древнего замка. Но много ли среди них владимирцев — сказать сложно.
Интересный нюанс — до последнего времени считалось, и эта информация до сих пор присутствует на сайте горадминистрации, что в Усти-над-Лабем о Владимире напоминает одноименная гостиница. Но если вы сегодня приедете в этот чешский город, то не сможете в ней поселиться. Вернее, сможете, но называется она теперь иначе — «Comfort Hotel».
Однако это не значит, что дружеские связи утеряны навсегда. В 2014 году в ВСМЗ приезжали чешские музейщики — налаживать порушенные культурные связи. Осенью 2017-го в Усти-над-Лабем побывала с официальным визитом глава города Владимира Ольга Деева. А совсем недавно, в мае 2019 года, гостей из Чехии принимали владимирские градоначальники. Обсуждались направления сотрудничества, в частности, обмен творческими коллективами и регулярные стажировки студентов ВлГУ и Университета Яна Евангелиста Пуркине.
«Да, мы планируем оживление научных и образовательных контактов Владимира и Усти-на-Лабе. Но, к слову, в чешской командировке глава города Ольга Деева подсмотрела немало интересных коммунальных „фишек“. Поэтому в состав делегаций стараемся включать специалистов узкого профиля, которые разбираются в технологических нюансах. Не надо биться над изобретением колеса, если его уже придумали. Вполне реально применить у нас определенные инженерные, благоустроительные и прочие жилищно-коммунальные решения тех же чехов. Почему нет?» — считает Александр Карпилович.
Город, у которого во Владимире есть дом
Еще один известный побратим Владимира — Эрланген. Город в Баварии, где проживает около 100 тысяч человек, известен Университетом имени Фридриха-Александра, а также разработками в сфере современной медицинской техники. Туристическая привлекательность Эрлангена высока — туда едут смотреть на барочную архитектуру и гулять по живописным паркам. Кроме того, там проводится фестиваль Бергкирхвайх, который вместе с Октоберфестом и Гойбоденфестом входит в тройку самых популярных фестивалей Германии.
Партнерство с Эрлангеном зародилось в начале 80‑х, а официальный договор между двумя городами был подписан в 1987 году. Помощь, которую на протяжении 30 лет оказывали обратимы владимирцам, переоценить трудно.
Благодаря Эрлангену, в начале 90‑х на улице Тихонравова появилась котельная. Она почти 25 лет обогревала жилые дома, школу и детсад, а сейчас работает как насосная станция. В тот же период эрлангенская община помогала реставрировать католическую церковь и особняк XIX века постройки, расположенный на Большой Нижегородской. В обновленном особняке, который стал «Эрлангенским домом», разместилась небольшая гостиница и проходят занятия на курсах немецкого языка.
По дорогам Владимира ездят немецкие автобусы, купленные с серьезной скидкой благодаря партнерским связям. В 2014‑м эрлангенцы подарили БСП 200 кроватей-трансформеров. Также побратимы поддерживают общественную организацию «АРДИ-Свет» — средства, выделенные немецким фондом «Реновабис», помогли приобрести «учебную квартиру», где особенные дети и подростки учатся самостоятельности в быту.
Помогал ли чем-то Владимир в ответ Эрлангену? Сотрудник администрации Эрлангена Петер Штегер, ответственный за партнерские связи между городами, высказывается на этот счет дипломатично:
«В материальном и техническом плане это, на самом деле, было односторонное движение. Но все эти акции четко планировались с нашими партнерами, и „выручка“ для обеих сторон в том, что проекты работают самостоятельно и успешно по сей день. Кроме того, в таком сотрудничестве и наши специалисты получили много толчков для своей работы».
По словам Петера Штегера, за 30 с лишним лет сотрудничества контакты между Владимиром и Эрлангеном стали значительно шире и глубже:
«Если раньше занимались практически исключительно культурой и спортом, а позже — и гуманитарной помощью, то за последние годы связи приобрели более профессиональный характер и охватывают все сферы, начиная от науки и вплоть до конкретных проектов сотрудничества в области социальной жизни наших городов. Время от времени некоторые контакты прекращаются. Их место сразу занимают другие проекты, но старые тоже могут возродиться — в свое время. Это очень органический процесс. Важно отметить, что в последнее время все больше инициатив выдвигается из гражданского общества, народная дипломатия набирает скорость.
У нас в год около 100 обменов туда-сюда. В данный момент у вас в гостях группа из Эрлангена, которая занимается русским языком в „Эрлангенском доме“. С 12 августа два художника из Владимира будут принимать участие у нас в международном пленэре. Наш дискуссионный клуб „Призма“ готовит большой семинар по вопросам мусора осенью. Сам приеду на полумарафон с другом-бегуном. Наши школьники тоже осенью собираются к вам. Много еще впереди. Следите за этими событиями в моем блоге».
Много ли владимирцев посещают немецкий город-побратим, и часто ли бывают во Владимире гости из Эрлангена? Как рассказал ПроВладимиру Петер Штегер, такой статистики нет, тем более что многие поездки совершаются на семейном уровне или просто между друзьями.
«Но на базе официальных приглашений, которые делают у вас в администрации и у меня, могу примерно сказать, что за год во Владимире бывает от 150 до 500 эрлангенцев. Максимум достигается в юбилейные годы, когда поездки организуются на фоне праздничных мероприятий. По настоящему „людным“ стал обмен с начала 90‑х, до этого, в 80‑х, в год выезжало не более 30−50 человек с обеих сторон. Хотя тогда тоже были пики: в 1986‑м примерно 100 человек из Эрлангена побывали во Владимире на Днях культуры и спорта, а в 1987‑м столько же приехало к нам. В целом можно сказать, что ежегодно 500 человек с обеих сторон принимают активное участие в обмене».
С кем еще дружит Владимир?
Договор о партнерских связях с Усти-над-Лабем был заключен в 1979 году. Следующим побратимом стал в 1985‑м Кентербери (Великобритания). С немецким Эрлангеном Владимир официально водит дружбу с 1987 года. А далее список такой:
1989: Блумингтон-Нормал (США)
1994: Сарасота (США)
1995: Керава (Финдляндия)
1996: Еленя Гура (Польша)
1997: Кампобассо (Италия)
1998: Бобруйск (Беларусь)
1999: Худжанд (Таджикистан)
2002: Тренто (Италия)
2003: Сент (Франция), Баоцзи (Китай)
2004: Кырджали (Болгария), Мэрион (США), Чунцин (Китай)
2005: Ангиари (Италия)
2006: Скиве (Дания)
2007: Хайкоу (Китай)
2008: Йена (Германия)
2009: Цзянинь (Китай)
2012: Ларнака (Кипр), Анталья (Турция), Гагра (Абхазия)
2013: Вифлеем (Палестина), Бари (Италия)
2016: Волковыск (Беларусь)
2017: Минск (Беларусь) — но частично, только Ленинский район; Бухара (Узбекистан)
2018: Карлово (Болгария)
Самый большой прирост побратимов Владимира отмечался в то время, когда мэром города был Александр Рыбаков. По мнению начальника управления горадминистрации по связям с общественностью и СМИ Александра Карпиловича, тому есть логичное объяснение:
«Многоуважаемый Александр Петрович возглавил город Владимир в „нулевые“, когда в нашей стране сложилась благоприятная экономическая ситуация. Люди стали лучше жить, дальше выезжать, заграница утратила запретное очарование. Мы были искренни, открыты, уверены в себе и похлопывали новых потенциальных партнеров по плечу, не желая выступать в роли бедных родственников. Нам стало интересно позиционировать свой город и его возможности на внешних рынках. Чем, собственно, и занялась администрация города Владимира. И правильно сделала».
Что касается недавно установленных партнерских связей, то можно отметить Бухару. Чиновники видят в дружбе с побратимом из Узбекистана не только культурные и образовательные проекты, но и экспортный потенциал. «Аграрии Бухары готовы поставлять во Владимир овощи и фрукты, а промышленники — линейку узбекских промтоваров, в том числе тканей, а также инновационные разработки», — сообщается на официальном сайте Владимира.
Последнее на данный момент соглашение о партнерских связях заключено в 2018 году — с болгарским городом Карлово. Договор предполагает обмен официальными делегациями, а также сотрудничество в экономической, образовательной и культурной сферах.
Побратимы есть, но дружба заморожена
Несмотря на большой список городов-партнеров, в ряде случаев дружба с ними сегодня существует только на бумаге. Хотя в городской администрации утверждают — это не значит, что нужно разрывать заключенные ранее соглашения.
«Мы и наши партнеры понимаем, что в один прекрасный момент застывшие связи можно разморозить. В свое время владимирцы ездили, например, в английский районный городок Кентербери, интересовались муниципальным мироустройством. Но затем поменялись кентерберийские лорд-мэры и мэры Владимира, и обмены прекратились, потому что очень часто партнерские отношения устанавливаются на уровне человеческих симпатий. А тут еще вмешалась большая политика. Ну, так бывает, и отношения с Кентербери замерли. Но ситуация может запросто измениться, были бы смыслы и желание», — рассказал Александр Карпилович.
Так, в 2018 году глава города Ольга Деева подписала два меморандума о дальнейшем развитии партнерских связей с городами Сант (Франция) и Чунцин (Китай). Первые соглашения с ними были подписаны еще в начале 2000‑х.
«Не надо искать прагматику там, где ее не должно быть»
Резонный вопрос — что дает владимирцам дружба городов? Предусмотрены ли для них какие-то привилегии, если они окажутся в Эрлангене, Бобруйске или Баоцзи? Объясняем: если вы приехали туда не в составе официальной делегации, то нет. Александр Карпилович подчеркивает, что партнерство выполняет другие задачи:
«Скажем, поехал я как обычный турист в братский Эрланген. И, конечно, вряд ли могу рассчитывать на скидку в эрлангенской гостинице, если покажу паспорт с владимирской пропиской. Но я выбрал этот город, потому что о нем наслышан и знаю, что мы с ним в особых отношениях. И я заеду в Эрланген из соседнего Мюнхена, чтобы посмотреть, а как тут живут немецкие „братушки“. Хотя бы из любопытства.
Так что — никакой личной выгоды. Бизнесменам следует подходить к своим сделкам прагматично, это да. У них борьба за маржу и рынки, переговоры под крылом Торгово-промышленной палаты. А у нас базовые темы: обмен опытом муниципального управления, продвижение владимирских брендов, въездного туризма, гуманитарные связи. Не надо искать личную выгоду там, где ее нет. За мир, труд, май и дружбу народов!».
Бонус – байка от Карпиловича:
«Был такой случай. Поехал в Эрланген тогда еще не директор, а сегодня директор „Владимирводоканала“ Александр Кладов. В местном водоканале владимирской делегации рассказывали о новых технологиях, водили по лабораториям, очистным сооружениям и прочее. На столе для официальных переговоров стояли бутылки с водой — обычная история. И там же, в кабинете немецкого директора, была напоказ установлена раковина с краном. Директор мыл руки и говорил — чистейшая вода, я за нее ручаюсь. Но пил из бутылки.
Когда коллеги из Эрлангена приехали с ответным визитом, Кладов тоже показывал свое беспокойное хозяйство, обсуждал профессиональные темы. А потом открыл кран, набрал воды, выпил и сказал: „Я не только мою руки владимирской водой, но и пью прямо из-под крана“. И немцы признали: „Да‑а, вы круче“».