Как живут служебные собаки и что с ними происходит после «выхода на пенсию»?
Журналисты ПроВладимира побывали в областном Центре кинологической службы
Вдохновившись новостями о том, что за 2019 год при помощи собак в регионе раскрыли 240 преступлений, журналисты ПроВладимира отправились в Центр кинологической службы УМВД России по Владимирской области, чтобы поближе познакомиться с четвероногими бойцами. Ну и, конечно, сделать красивые фото.
Центр расположен в отдалении от жилого сектора, на Московском шоссе. Сегодня здесь живут 23 служебные собаки, а по области таких четвероногих бойцов — 101.
Как рассказала ПроВладимиру старший инспектор-кинолог, капитан полиции Наталья Лебедева, за кинологом закрепляется одна, максимум две собаки. Их покупают щенками в питомниках или разводят здесь же. Для службы отбирают самых лучших — малышей смотрят, как только им исполнится 45 суток. Важных моментов много: как щенок ведет себя с человеком и с другими собаками, как реагирует на громкие звуки и прочие раздражители.
Наталья Лебедева и Челси
«Когда щенку исполнится полгода, уже можно сказать, в принципе, каким он будет. Нам нужны собаки с крепкой нервной системой, бесстрашные и любопытные», — объясняет Наталья.
Каждая собаки живет в отдельном вольере с будкой, на случай морозов там есть подстилка из сена. Кормят четвероногих бойцов дважды в день, сухим кормом. И, разумеется, для них предусмотрены ежедневные занятия.
Пока щенкам не исполнится год, их учат послушанию — командам «сидеть», «стоять», «ко мне». Занятия проходят ежедневно и в игровой форме, чтобы каждому хвостатому ученику было интересно. При этом к разным собакам нужен разный подход. Одни готовы выполнять задание за вкусняшку, другие — за игрушку.
Когда собака научилась слушаться, приступают к занятиям посерьезнее. Четвероногих в течение несколько месяцев обучают по полной программе спецкурса — искать запрещенные вещества или взрывчатку, задерживать преступника и ходить по следу. Характер и темперамент у всех разный, так что развивать будут те направления, к которым у собаки есть способность.
Тут же обучают собак для работы в районах. Для знакомства с хвостатыми помощниками кинологи приезжают на летние сборы. Человек и пес привыкают друг к другу, налаживают взаимодействие. А потом вместе уезжают работать.
Наталья Лебедева с удивлением реагирует на стереотип о том, якобы собак подсаживают на наркотики, чтобы они были заинтересованы в поиске запрещенных веществ:
«Ну что вы! А если взрывчатку искать, так что — гранатами кормить? Нет, конечно, это не правда. Хотя в процессе службы сталкивалась с такими слухами…».
В настоящее время в кинологическом центре областного УМВД живут, в основном, овчарки. Но также есть лабрадор, ротвейлеры и две бельгийские овчарки — малинуа.
«Овчарки — очень дружелюбные, это собака-друг. А малинуа — активные, шустрые, им постоянно нужно выплескивать свою энергию. К ротвейлерам нужен индивидуальный подход, с ними надо быть построже», — рассказывает Наталья об особенностях характера питомцев.
А еще во Владимирской области служит русский спаниель. Эта порода хороша не только чутким нюхом, но и своей миниатюрностью — пролезет туда, куда не сможет большая собака. Однако на задержание со спаниелем, конечно, не пойдешь.
В выставках, где оценивается соответствие стандартам породы, служебные собаки обычно не участвуют. А вот в соревнованиях — пожалуйста. И награды за это получают. Хвостатым есть что показать.
Сотрудники кинологического центра демонстрируют способности своих воспитанников. Рыже-черная овчарка в несколько гигантских прыжков догоняет «злоумышленника» и намертво вцепляется зубами в его ватный рукав — не уйдет!
Лохматая Челси — «подшефная» собака Натальи — ищет запрещенные вещества в выставленных на снег ящиках и сумках. Потыкавшись носом в условный багаж и определив «тот самый чемодан», овчарка замирает на месте, привлекая внимание кинолога.
Получив заслуженную похвалу, Челси по команде «апорт» бежит за мячиком — она как раз из тех собак, что готовы «душу отдать» за веселую игру.
Напоследок выводят бельгийскую овчарку малинуа — сотрудники шутя называют ее «малинкой». Пока собаку отвлекает хозяин, в арку заднего колеса автомобиля укладывается имитатор запаха запрещенного вещества. Малинуа слышит команду, желтой стрелой летит к машине…
На то, чтобы обнюхать авто, у собаки уходит меньше минуты. Результат очевиден — она укладывается рядом с «добычей», показывая, что работа выполнена.
На выезд служебных собак отправляют в специальных автомобилях. Снаружи короб для животных выглядит, может быть, не очень комфортным, но это обманчивое впечатление. Внутри пол выложен специальным покрытием-подстилкой и даже кондиционер есть.
«Если приходит вызов, мы садимся в машину и едем. Есть кинологи, которые работают посменно, поэтому мы готовы выехать в любое время — если произошло преступление, если есть угроза взрыва, обнаружен подозрительный предмет, произошла кража или грабеж…», — описывает поле деятельности Наталья.
Именно так в прошлом году кинологи с собаками неоднократно выезжали на объекты из-за волны звонков о «минировании». И именно так они выезжают, чтобы помочь с раскрытием разного рода преступлений. Речь может идти даже об убийстве, совершенном несколько лет назад. Подробности поиска человеческих останков в лесу вряд ли стоит рассказывать, однако — с такой работой служебные собаки тоже справляются.
Собаки служат в полиции, пока им не исполнится восемь лет. По достижении этого возраста специальная комиссия изучает рабочие качества животного. Если все в порядке, то четвероногий боец продолжает работу в течение следующего года, а потом его снова ждет комиссия.
«Если мы видим, что у собаки наблюдается потеря зрения, потеря слуха либо еще какие-то заболевания, то она больше не работает. Ее или кинологи себе домой забирают, или кто-то из гражданских. Объявления размещаем в интернете. Но чаще всего сотрудники оставляют собачку себе», — рассказывает Наталья.
Кинологи подчеркивают, что если собаку забирают гражданские, то сотрудники центра продолжают следить за ее судьбой: контактируют с новыми хозяевами, просят присылать фотографии. А в вольерах тем временем появляются новые воспитанники, готовые не просто стать человеку другом, но и служить на благо общества.