Кто такие судебные примирители и как они помогут владимирцам?
Разбирались вместе с адвокатом Максимом Никоновым
ПроВладимир совместно с адвокатом Максимом Никоновым продолжает проводить ликбез по теме «новинок» в российском судебном законодательстве. Несмотря на то, что жители Владимирской области по-прежнему боятся обращаться в суд, предпочитая не доводить проблему до такой необходимости, знать о вспомогательных рычагах полезно.
Мы уже подробно рассказывали о возможности россиян подавать групповые иски и коллективно отстаивать свои права, теперь очередь дошла до привлечения к делу судебных примирителей. Отвечаем на основные вопросы.
Что такое судебное примирение и кто такие примирители?
Регламент проведения судебного примирения утвержден Пленумом Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 года.
Судебное примирение — это примирительная процедура, которая сочетает в себе элементы переговоров, медиации и деятельности, характерной для судейской работы с доказательствами и выяснением позиций сторон.
Участникам такой способ разрешения спора может быть полезен для снижения градуса конфликта, когда они готовы договариваться и идти на взаимные уступки. Впрочем, стороны правового спора и до введения судебного примирения могли заключать мировые соглашения, вести переговоры и претензионную работу самостоятельно или при помощи своих юристов-представителей.
Судебными примирителями могут быть только судьи в отставке, которые включены в соответствующий список, утвержденный постановлением Пленума. Во Владимирской области таких людей всего пятеро — трое работают в областном и арбитражном судах города Владимира, еще двое — в Ковровском и Собинском городских судах.
Главная задача судебного примирителя — «соотнесение и сближение позиций сторон по делу, выявление дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении результата примирения».
Разве такого не было раньше?
Конечно, мировые соглашения и медиация существовали ранее, но судебное примирение имеет свои отличительные черты. Нововведение призвано не заменить старые инструменты, а стать дополнительной опцией.
«Раньше из примирительных процедур было заключение мировых соглашений и медиация со своим регулированием (Федеральный закон „Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)“ от 27.07.2010 N 193-ФЗ).
Сама процедура сближения позиций сторон и обсуждение мировых соглашений не была формализована. Формализовано было только оформление результата: форма и содержание мирового соглашения, порядок его утверждения судом.
Медиация более урегулированная процедура, проводится специальным посредником — медиатором, в качестве которого полезнее сильный психолог, чем сильный юрист. Может применяться до суда и в суде до принятия решения. Медиация проводится на платной и на бесплатной основе.
Судебное примирение еще более урегулированная процедура, фактически своеобразный „параллельный“ процесс, проводится судебным примирителем. Может быть применена и после вынесения решения по существу спора. Судебное примирение бесплатно для сторон.
И мировое соглашение, и медиация по-прежнему сохраняются. Судебное примирение просто к ним добавляется как дополнительная опция», — рассказал Максим Никонов.
Как привлечь примирителя к решению вопроса и в каких случаях?
Сразу оговоримся — судебное примирение не предусмотрено для уголовных дел и дел об административных правонарушениях.
Стороны могут при желании прибегнуть к этой процедуре на любой стадии процесса, а также при исполнении судебного акта, подав ходатайство в письменной или устной форме.
Срок примирения устанавливается судом, однако может быть продлен или досрочно завершен по соответствующему заявлению.
Стороны судебного примирения:
- выбирают судебного примирителя;
- вносят предложения по порядку проведения судебного примирения;
- заявляют о необходимости участия в судебном примирении иных лиц;
- сообщают информацию, необходимую для урегулирования спора;
- задают вопросы другой стороне и судебному примирителю;
- высказывают просьбу о проведении индивидуальной беседы с судебным примирителем;
- высказывают предложения по урегулированию спора и достижению результатов примирения;
- обсуждают высказанные сторонами предложения на предмет их исполнимости и удовлетворения интересов каждой из сторон;
- ходатайствуют о продлении процедуры в случае истечения срока судебного примирения.
«Судебный примиритель может получить необходимые консультации у специалистов, а также предложить сторонам представить дополнительные документы и информацию. Результатами судебного примирения могут быть мировое соглашение, частичный или полный отказ от иска, частичное или полное признание иска, частичный или полный отказ от обжалования судебных актов, признание обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения», — пояснил адвокат Никонов.
В чем недостаток судебных примирений?
По мнению адвоката, поскольку регламент предусматривает раскрытие сторонами своих позиций и обмен документами, эту информацию могут использовать позже в основном судебном разбирательстве, если компромисс не будет достигнут.
«Реформаторы хотя и ввели в регламент общий принцип конфиденциальности, но не учли, что если в ходе судебного примирения стороны не достигнут юридически значимых результатов, полученная информация может быть опосредованно использована позже в основном судебном разбирательстве против раскрывшей ее стороны (например, для получения дополнительных доказательств, выстраивания аргументации и тому подобное)».
Что же получается, в России адвокаты станут менее востребованы?
Введение новой процедуры вряд ли уменьшит объем работы адвокатов, полагает Максим Никонов. В судебных примирениях могут участвовать как сами стороны, так и их представители (в том числе адвокаты):
«Те адвокаты, которые умеют работать в разных регистрах — от остроконфликтной защиты до „сглаживания углов“ в интересах обращающихся к нам доверителей — будут изучать потенциал судебного примирения и рекомендовать его использовать там и тогда, где и когда это будет отвечать интересам доверителя, тактическим и стратегическим задачам по делу. Именно адвокат на этапе работы с документами или с уже рассматривающимся в суде делом сможет оценить все варианты развития события, а также объяснит доверителю, насколько вообще имеет смысл прибегать к судебному примирению, что оно может дать в конкретной ситуации и не приведет ли это к бессмысленному затягиванию процесса или неуместному раскрытию какой-либо информации».
Введение нового инструмента сделает жизнь россиян проще?
Говорить на перспективу всегда сложно, понадобится несколько лет, чтобы судить об эффективности или бесполезности любого нововведения, тем более в такой сложной системе, как судебная.
Предполагается, что действие судебного примирения сократит для сторон издержки, связанные с ведением юридических споров, а для судов снизит нагрузку и риски обжалования судебных решений. Однако практика применения, существовавшая задолго до него, не может похвастаться сколько-нибудь значимыми результатами.
«По данным Верховного Суда РФ за период с 2011 по 2017 год примирительные процедуры с участием медиаторов использовались всего при рассмотрении 0,008% дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002% дел арбитражными судами. Мировые соглашения заключались в 1−2% случаев.
Пока предпосылок для того, чтобы судебное примирение стало использоваться принципиально чаще по сравнению с уже давно существующими процедурами заключения мировых соглашений и медиации, я не вижу», — высказал мнение Максим Никонов.
Подводя итоги, можно сказать, что судебное примирение — это своего рода «параллельный» процесс, менее формализованный, чем обычное судебное разбирательство. Но развивающийся по тем же направлениям: выявление позиций сторон, их уточнение и возможное сближение, работа с доказательствами.