Обладминистрация и Заксобрание обменялись упреками в некомпетентности
В Белом доме спорят о дальнейшей судьбе программы приватизации
Вице-губернатор Аркадий Боцан-Харченко и депутат областного парламента Роман Кавинов вступили в заочную полемику о дальнейшей судьбе подписанного губернатором закона о приватизации, спешно принятом парламентским большинством единороссов на прошедшем заседании Заксобрания. Попутно стороны сделали публичные предположения о юридической некомпетентности и недальновидности друг друга.
Претензии сторон можно разделить на два блока: о трудностях реализации закона и о судьбе госпредприятий в областной собственности, внесенных в план по приватизации еще до принятия документа.
Что касается второго блока, то здесь обсуждение развивалось следующим образом: при принятии закона 29 октября парламентарии заявляли о намерении обеспечить публичность при возможной продаже государственных «Владимиртеплогаза», «Владимирского карьероуправления», «ДСУ‑3» и «Владимирского тепличного комбината», внесенных в губернаторскую программу приватизации на 2021 – 2023 годы.
Согласно документу, теперь глава региона должен направлять список объектов госсобственности для продажи на утверждение областным депутатам. За скорейшее принятие закона выступили представители «Единой России», за доработку документа − члены ЛДПР и КПРФ. Закон прошел оба чтения, так как правящая партия имеет большинство голосов в областном парламенте.
11 ноября губернатор подписал этот закон. Пресс-служба Заксобрания оперативно выпустила предложение главе региона отозвать ранее принятую программу приватизации, внести ее заново и провести через процедуру парламентского контроля.
Сама формулировка такого «предложения» позволяет думать, что одобренный депутатами документ может не иметь обратной силы на уже принятую ранее программу приватизации. Иными словами, пока под большим вопросом, сделает ли более прозрачной приватизацию «Владимиртеплогаза», «Владимирского карьероуправления», «ДСУ‑3» и «Владимирского тепличного комбината» закон, написанный для защиты этих предприятий.
На предложение отменить уже утвержденную программу приватизации в Белом доме ожидаемо ответили отказом.
12 ноября в Белом доме прошел брифинг вице-губернатора Аркадия Боцан-Харченко, на котором госслужащий заявил, что Белый дом не намерен отзывать принятую программу приватизации, так как для этого нет юридических оснований.
«Летом этого года приняты поправки в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которым порядок подготовки и утверждения прогнозных планов приватизации устанавливается только постановлением Правительства Российской Федерации. Правительственное постановление пока не принято, однако в данном вопросе Российская Федерация уже указала регионам, что руководствоваться следует только положениями федерального закона и правительственного постановления. Правовые основания для инициирования отзыва утверждённого губернатором области плана приватизации и его направления в Законодательное собрание в настоящее время отсутствуют».
Судя по публичным высказываниям и администрации области, и регионального Заксобрания, обе стороны понимают, что в сегодняшней юридической реальности приватизацию обозначенных в программе на 2021 – 2023 годы предприятий губернатор сможет провести и без парламентского контроля.
Одновременно с этим стороны обсуждают технические моменты нового закона. В областной администрации заявили о том, что документ содержит нечеткие формулировки, пробелы и закладывает риски нарушений. Для их исправления депутатам предложили создать совместную с администрацией рабочую группу:
«Администрация Владимирской области безусловно и безапелляционно поддерживает курс на открытость и прозрачность приватизационного процесса. Вместе с тем она категорически против того, чтобы в законе присутствовали размытые формулировки и сутевые пробелы, которые порождают риски нарушения федерального законодательства, невыполнения необходимых административных процедур, совершения коррупционных правонарушений, несоблюдения законных прав инвесторов и предпринимателей. Поэтому губернатор области предлагает создать совместную рабочую группу из депутатов всех фракций и представителей администрации области, департамента финансов и департамента имущественных и земельных отношений для подготовки изменений и дополнений к уже принятому закону», − заявил на брифинге вице-губернатор.
Возможное нарушение закона, по мнению госслужащего, может произойти из-за затягивания сроков рассмотрения парламентариями как самой программы, так и срочных текущих вопросов − к примеру, по льготному приобретению имущества добросовестными арендаторами. Кроме того, закон, как считает Аркадий Боцан-Харченко, позволяет депутатам, имеющим недобрые намерения, нажиться на продаже госсобственности.
«Я уже говорил, что в законе допущен ряд недостатков, которые чреваты серьезными проблемами при его реализации. Так, по ряду положений закон был трудно реализуем по объективным причинам и грозит серьезными нарушениями федерального законодательства. Причем применение его может иметь последствия административного и уголовного характера не только в отношении исполнительной власти, но и законодательной власти в том числе. В законе очень много неопределенности, которая является благодатной почвой для совершения коррупционных правонарушений. И я отмечу, что искушение и соблазн находится не только на стороне исполнительной власти, но и законодательной власти в том числе», − произнес госслужащий.
В областном парламенте на критику отреагировали не менее резко, выпустив пресс-релиз с заголовком «Некомпетентность или самопиар?» и оборотами вроде «налицо либо некомпетентность, либо осознанное манипулирование фактами». Что же касается возможных коррупционных рисков, то на подобный аргумент единороссы неоднократно отвечали, что совместный контроль двумя ветвями власти куда более демократичен и прозрачен, чем существующий порядок, при котором решение о приватизации областной собственности губернатор принимает единолично.
«Губернатор обвиняет Законодательное собрание фактически в незаконной узурпации его полномочий. Однако определение, каким образом в субъекте РФ утверждается программа приватизации – законом или актом исполнительного органа – право субъекта. И у Заксобрания есть ровно такие же права в этом вопросе, как и у исполнительной власти. Такая процедура даже более легитимна, так как осуществляется гласно коллегиальным органом», − заявили в пресс-службе Заксобрания.
По новому закону Белый дом теряет контроль над всеми этапами разработки программы и над внесением в нее изменений (а лишь в 2020 году в программу приватизации внесли больше 30 поправок). И действительно, из-за возможной нерасторопности представителей законодательной ветви власти исполнительная ветвь может оказаться в непростой ситуации. В парламенте на такие доводы госслужащего заявили следующее: «очевидно, что Законодательное собрание будет рассматривать программу приватизации максимально оперативно, в приоритетном порядке». Можно только предположить, что словесные увещевания а‑ля «все будет хорошо» не сильно успокоят чиновников из администрации.
Одновременно с сообщением, во фракции «Единой России» подготовили десятиминутный комментарий депутата Романа Кавинова. Вице-спикер последовательно отвечал на претензии замгубернатора Боцан-Харченко по поводу принятого «в спешке и по неведению» закона, а в самом конце заявил: если исполнительную власть смущает порядок внесения изменений в программу приватизации, то в парламенте готовы это обсудить. В то же время в сообщении областного парламента прямо говорится, что депутаты не намерены по существу пересматривать принятый закон:
«На данный момент у депутатов нет оснований вносить изменения в детально проработанный и юридически грамотно написанный документ».
Соответствует ли эта формулировка взглядам всего депутатского корпуса или отражает лишь позицию крупнейшей фракции − узнаем на ближайшем заседании.