Облздрав прокомментировал данные «Медиазоны» о высокой смертности владимирских пациентов ковидных госпиталей
Директор департамента здравоохранения уточнила, кого вносят в официальную статистику коронавирусной смертности
Глава областного департамента здравоохранения Елена Утемова прокомментировала публикации изданий «Медуза» (СМИ, внесенное Минюстом в реестр организаций, выполняющих функции «иностранного агента») и «Медиазона»(СМИ включено Минюстом РФ в реестр иностранных агентов), обнародовавших, по заявлению редакций, данные Информационного центра по мониторингу ситуации с коронавирусом о смертности на ковидных койках.
По этим данным во Владимирской области количество пациентов, умерших с положительным диагнозом COVID-19, в четыре раза выше числа официально признанных умершими от коронавируса жителей региона. Так, с 31 марта по 22 ноября в официальной статистике Роспотребнадзора числятся 289 погибших владимирцев, а по данным «Медиазоны» в базе ИЦК учтены 1174 погибших владимирских пациента, имевших положительный диагноз.
Елена Утемова отказалась пояснять характер данных ИЦК и то, соответствуют ли они реальности. В то же время чиновница уточнила, что в официальную статистику по смертности входят лишь те случаи, которые подтверждены несколькими патологоанатомическими исследованиями, доказавшими, что COVID-19 стал основной причиной смерти пациента. Часть больных умерли с положительным диагнозом, но от других причин. Таких людей в статистику по смертности не вносят, пояснила Елена Утемова.
Вопрос от ПроВладимира звучал так:
«Издание «Медиазона» опубликовало информацию, со ссылкой на источник в ИЦК (структуре Минздрава), что с 31 марта по 22 ноября на больничных койках во Владимирской области скончались 1174 больных COVID-19. В статистике смертей Роспотребнадзора за этот же период числятся 289 человек. Соответствуют ли опубликованные изданием «Медиазона» цифры действительности и как вы объясняете такое существенное расхождение?»
Елена Утемова ответила следующим образом:
«На самом деле, трактовать мнение журналистов той или иной статьи − дело неблагодарное. Второй момент, эту статью, которая была опубликована также на «Медузе», я читала. Статья касалась не только Владимирской области, но и всех регионов Российской Федерации, и тех разрывов, которые существуют.
Чтобы все понимали, когда идет ссылка на тот же самый ИЦК, вопрос сформулирован следующим образом: «с 31 марта по 22 ноября на больничных койках во Владимирской области скончались 1174 больных COVID-19». Здесь ключевая фраза «на больничных койках скончались» и «COVID-19». Департамент здравоохранения не располагает статистикой, что на больничных койках с 31 марта скончались 1174 пациента.
Безусловно, пациенты в стационарах умирают. Они умирают не только от новой коронавирусной инфекции, в том числе они умирают от внебольничной пневмонии. И есть еще целый ряд ситуаций, когда человек страдает хроническими заболеваниями (окнопотологии, инсульт, травма или хирургическая ситуация), но когда у этого пациента при обследовании в стационаре выявлен COVID-19. Такие ситуации, безусловно, встречаются, и здесь это лишь факт, но не причина смерти пациента. Смерть пациента наступает от основного заболевания.
Кроме того, учет смертности от новой коронавирусной инфекции − это не сиюминутная постановка диагноза по результатам вскрытия. Требуется серьезная исследовательская работа, которая проводится патологоанатомами и врачами-судмедэкспертами. Она заключается в гистологическом обследовании, в проведении вирусологического исследования, в котором участвует Центр гигиены и эпидемиологии, потому что только этот вирусный центр уполномочен проводить исследование тканей умершего на присутствие вируса.
При обобщении всех данных патологоанатом принимает решение об отнесении случая смерти пациента как непосредственно от коронавирусной инфекции. Тогда данные подаются на «Стопкоронавирус.рф» и в ИЦК. Либо там, где коронавирус, он может быть отнесен к «прочим важным причинам смерти». Причем такие причины делятся на те, которые повлияли на исход заболевания, например, у пациентов с инфарктом, инсультом или онкопотологиями, и наличие ковидной пневмонии может, безусловно, ускорить наступление летального исхода. И те, которые относятся к не влияющим причинам. Например, человек попал в ДТП, с тяжелой травмой его госпитализировали, при поступлении у него обязательно взяли мазок, соответственно, выявили коронавирус, который не повлиял на исход заболевания − пациент погиб от травмы.
Поэтому статистика смертности [представленная Роспотребнадзором] абсолютно корректная. Какие данные были опубликованы с ИЦК и как они оказались там у журналистов «Медиазоны», я сейчас не готова обсуждать.