Полицейская из Владимира рассказала о сотрудниках МВД в штатском на акции 23 января
По словам свидетельницы в суде, на митинге в гражданской форме работал ее начальник
На заседании в Ленинском районном суде города Владимира 16 февраля по делу Виталия Тимофеенко, обвиняемого в применении насилия в отношении полицейского во время несогласованной акции во Владимире, сотрудник владимирской полиции рассказала, что во время митинга 23 января на Театральной площади в областном центре работали сотрудники полиции в штатском. При этом женщина уточнила, что ей неизвестно, имели ли они при себе опознавательные знаки и представлялись ли работниками правоохранительных органов.
На акции 23 января в определенный момент активист Данил Беляков оказался лежащим на Соборной площади. При этом он выкрикивал политические лозунги. Тогда Белякова начали оттаскивать люди в штатском, а также находившийся при исполнении сотрудник полиции Андрей Фролов. По показаниям свидетелей и по признанию подсудимого, в описываемый момент Виталий Тимофеенко прыснул в лицо полицейскому из газового баллончика «Шок».
Одним из свидетелей по делу Тимофеенко стала владимирский участковый уполномоченный Мария Осипова. Она так описала происходившее на акции 23 января:
«[Потерпевший] Андрей Фролов попытался оттащить его [Данила Белякова] от гражданина, который за ноги его держал. Они [сотрудники полиции] пытались расцепить, чтобы оттащить. И в этот момент данный гражданин, Тимофеенко, подбежал и баллончиком прыснул в лицо. Он пробегал передо мной. Я стояла лицом к Фролову. Я видела его лицо. Я находилась на расстоянии метров четырех», − рассказала свидетельница.
После того, как сотрудник полиции испытал воздействие газового баллончика, свидетельница Мария Осипова отвела его в сторону. Отвечая на вопросы адвоката Шувалова, она рассказала, что попробовала растереть глаза пострадавшему сослуживцу снегом.
Адвокат: Он растирал снегом глаза?
Свидетель Мария Осипова: Да. Он сказал, что ему нужно чем-то умыться. Так как воды не было, я ему дала снег.
Далее адвокат спросил свидетельницу о том, видела ли она задержание подозреваемого Тимофеенко:
Адвокат: Кто именно побежал и в чем были одеты?
Свидетель Мария Осипова: Кто-то в форме, кто-то без.
Адвокат: А без формы были сотрудники полиции?
Свидетель Мария Осипова: Да. Один из них наш начальник.
Адвокат: А второй? Откуда вы знаете, что это сотрудники полиции?
Свидетель Мария Осипова: Потому что вместе работаем.
Адвокат: Они при этом как-то представлялись?
Свидетель Мария Осипова: Не слышала.
Адвокат: У меня все, ваша честь.
Ранее в пресс-службе региональной полиции отказывались давать прямой ответ на вопрос о принадлежности людей в штатском к полиции или другим силовым структурам.
На неопределенный правовой статус неизвестных в спортивной одежде, применявших к участникам акции 23 февраля насилие для задержания и доставления в автозак, обращала внимание владимирский омбудсмен Людмила Романова.
«Возмущение участников несанкционированной акции, недоумение со стороны уполномоченного вызвало появление неопознанных людей в штатской одежде и спортивных костюмах, которые помогали сотрудникам полиции при задержании. Эти люди были без удостоверений, опознавательных знаков, в масках», − говорится в пресс-релизе уполномоченного по правам человека во Владимирской области.
В соответствии с законом о полиции, сотрудники МВД при исполнении должны быть в форме, иметь отличительные знаки и представляться. Из сказанного в суде не ясно, находились ли трудоустроенные в МВД лица на акции при исполнении.
Другой свидетель по делу, сотрудник Росгвардии, заявил на процессе 16 февраля, что во время инцидента с перцовым баллончиком присутствовали некоторые граждане, которые «попытались помочь встать» лежавшему на земле активисту Даниле Белякову.
Росгвардеец: Полицейский Фролов попросил подняться Белякова и попытался его поднять. Он попытался ему помочь встать. Он над ним наклонился. Я понял, что он пытается помочь ему встать. После этого появился гражданин, который попытался достать баллончик.
Прокурор: А кто-то еще пытался Белякову помочь?
Росгвардеец: Помочь встать?
Прокурор: Не знаю.
Росгвардеец: Еще был гражданин, который держал Белякова.
Прокурор: Этот человек попытался помочь Белякову или сотрудникам полиции?
Росгвардеец: [Этот человек попытался] помочь [Данилу Белякову] лежать на земле.