Во Владимире начался уголовный процесс над участником акции 23 января
Жителя Радужного обвиняют в причинении опасного для жизни насилия в отношении полицейского
Во Владимире начали рассматривать уголовное дело в отношении жителя города Радужный Виталия Тимофеенко, обвиняемого по статье 318.2 уголовного кодекса РФ. По версии следствия, 23 января 39-летний мужчина распылил содержимое газового баллончика в лицо сотруднику полиции во время несанкционированной акции в поддержку Алексея Навального. Инцидент произошел после 14:30 на Театральной площади в центре города.
Первое заседание прошло в Ленинском районном суде областного центра 16 февраля. В этот день заслушали трех свидетелей, двое из которых − коллеги по МВД пострадавшего сотрудника Фролова, ещё один − сотрудник Росгвардии. На первое заседание не пришел пострадавший, сославшись на отпуск, который тот проводит не во Владимире. Стороны процесса согласились начать рассмотрение дела в отсутствие потерпевшего.
Представитель прокуратуры озвучила суть обвинения. В соответствии с материалами дела, пострадавший сотрудник полиции нес службу на Театральной площади в период возможного несогласованного мероприятия 23 января. В 14:30 на площади также находился организатор митинга − Данила Беляков, совершивший административное правонарушение (по статье 20.2.2 КоАП). Беляков отказался добровольно проследовать в полицию и оказал сопротивление.
«В указанное время у Тимофеенко, недовольного действиями представителей власти, внезапно возникла неприязнь к Фролову в связи с выполнением им своих должностных обязанностей», − говорится в материалах обвинения.
По словам представителя прокуратуры, обвиняемый распылил газоперцовую смесь «Шок» в лицо сотрудника полиции, в результате чего тот получил химический ожог конъюнктива обоих глаз, оцениваемый как легкий вред здоровью. На восстановление сотруднику полиции потребовалось три недели.
На заседании Тимофеенко заявил, что полностью признает вину в инкриминируемом преступлении и раскаивается в содеянном. В процессе установления личности обвиняемый рассказал, что живет в Радужном, работает там же слесарем, имеет неоконченное среднее образование. Женат, детей нет. Ранее Тимофеенко к уголовной ответственности не привлекался. Во время процесса Тимофеенко выглядел подавленным, за исключением выражения согласия с материалами дела и единственной ремаркой по ходу процесса, обвиняемый молчал.
Адвокат заявил ходатайство о допуске в зал заседания матери подсудимого. Судья Николай Урлеков сослался на ограниченный режим работы судов из-за пандемии, уточнив, что родственники не являются участниками процесса, и отказал в ходатайстве.
Первым суд заслушал начальника отдела участковых уполномоченных городской полиции по делам несовершеннолетних Дениса Мазина. Он рассказал, что пострадавший − его подчиненный. Во время начала акции сам Денис Мазин вместе с другими 17 сотрудниками полиции находился на парковке рядом с Театральной площадью. Пострадавший Фролов был на самой площади, выполняя задачу патрулирования.
«В это время на площадь вошел некий Беляков, который кричал лозунги. Сотрудники полиции начали пресекать его правонарушение. Он бежал, упал и стал кричать лозунги», − заявил свидетель.
Дальше гособвинитель спросил у свидетеля, как получилось, что активист Данила Беляков упал.
Прокурор: Сам упал?
Денис Мазин: Да, он упал сам. Ему там особо ничего не делали. <…> С целью пресечения данных противоправных действий я находился на ступеньках выше. Беляков упал у основания ступеней. Фролов подходит к нему с целью его доставить [в автозак]. В это время Тимофеенко брызнул баллончиком.
По словам Дениса Мазина, после произошедшего его подчиненный почувствовал себя плохо, ему потребовалась медицинская помощь.
Денис Мазин: У Фролова лицо все красное, слезы шли, состояние неудовлетворительное.
Прокурор: Он что-то сказал?
Денис Мазин: Он сказал, что ему очень плохо. Я сказал «сейчас будем вызывать скорую и оказывать помощь».
Денис Мазин заявил, что после инцидента Тимофеенко попытался скрыться и оказал активное сопротивление сотрудникам полиции. Адвокат переспросил, в чем состояло сопротивление, на что свидетель признался, что видел происходившее лишь краем глаза. Сам Тимофеенко на показания свидетеля отреагировал фразой «я не сопротивлялся абсолютно». Судья сделал замечание подсудимому, а затем уточнил у свидетеля, видел ли тот лично момент совершения преступления.
Судья: Вы видели момент распыления?
Денис Мазин: Видел и слышал. Был звук «пшшшш». И люди посторонние начали говорить «что вы делаете»? Люди, которые находились на площади, не особо были довольны тем, что случилось.
Адвокат Тимофеенко попытался узнать у сотрудника полиции, чем была вызвана необходимость задерживать активиста Белякова.
Адвокат: Действия Фролова по отношению к Белякову были законны? Что именно нарушил Беляков?
Денис Мазин: [Он] нарушал общественный порядок.
Адвокат: В чем нарушение выражалось?
Денис Мазин: Это нарушение общественного порядка.
Адвокат: Это общие слова. Он мешал прохожим, был пьяным?
Денис Мазин: …
Адвокат: Если я буду громко кричать «я люблю свою жену», меня тоже привлекут?
Судья: Вопрос снимается. Допрос свидетеля завершен.
Затем суд заслушал второго свидетеля − сотрудника Росгвардии, также несшего в тот день службу на Театральной площади. Росгвардеец долго не мог сформулировать, что входит в его должностные обязанности, пока гособвинитель не подсказала, что работа росгвардейца состоит в охране общественного порядка.
Прокурор: Что входит в ваши должностные обязанности?
Росгвардеец: … а обязательно отвечать?
Прокурор: Наверное, охарана общественного порядка входит?
Росгвардеец: Да, охрана общественного порядка.
Прокурор: В связи с чем находились на Театральной площади?
Росгвардеец: В связи с охраной общественного порядка.
Прокурор: А что именно делали?
Росгвардеец: Охранял.
Прокурор: А конкретно?
Росгвардеец: Наблюдал. Потом появился активист Беляков, начал кричать «свободу Навальному» и упал на землю.
По словам второго свидетеля, все участники несанкционированной акции пытались «помочь» Даниле Белякову. То, что предыдущий свидетель назвал задержанием, сотрудник Росгвардии описал так:
Росгвардеец: Полицейский Фролов попросил подняться Белякова и попытался его поднять. Он попытался ему помочь встать. Он над ним наклонился. Я понял, что он пытается помочь ему встать. После этого появился гражданин, который попытался достать баллончик.
Прокурор: А кто-то еще пытался Белякову помочь?
Росгвардеец: Помочь встать?
Прокурор: Не знаю.
Росгвардеец: Еще был гражданин, который держал Белякова.
Прокурор: Этот человек попытался помочь Белякову или сотрудникам полиции?
Росгвардеец: [Этот человек попытался] помочь [Даниле Белякову] лежать на земле.
Сотрудник Росгвардии заявил, что после распыления газа его запах почувствовали все, находившиеся поблизости. Мужчина также уточнил, что медицинская помощь при этом никому не потребовалась.
Третий свидетель − участковая уполномоченная Мария Осипова − рассказала, что Тимофеенко задерживали в том числе сотрудники полиции в штатском. Она уточнила, что среди них были ее начальник и люди, с которыми она работает. После произошедшего с пострадавшим, женщина не нашла воды, чтобы протереть глаза и предложила потереть их снегом. В результате Фролову стало еще хуже.
Мария Осипова: Он говорил «жжет, ничего не вижу». Я предложила ему снегом потереть, но стало еще хуже.
Прокурор: Вы запах [газа] ощущали?
Мария Осипова: Пахло очень сильно. Я знаю, как газ пахнет, но пахло очень [сильно]. Само действие на себе не ощущала, глаза не слезились.
<…>
Адвокат: Он [Фролов] растирал снегом глаза?
Мария Осипова: Да. Он сказал, что ему нужно чем-то умыться. Так как воды не было, я ему дала снег.
Мария Осипова рассказала, что после произошедшего задержанного Тимофеенко посадили в служебный автомобиль. На соседнее с ним место сел пострадавший сотрудник полиции Фролов. Сама Мария Осипова доехала с ними до площади Победы.
В машине Мария Осипова слышала диалог обвиняемого с пострадавшим. Тимофеенко сказал, что хочет смены власти в стране, на что пострадавший Фролов его переспросил «а в чем моя-то вина?». Тимофеенко ответил, что ему стало жалко «этого парня» и он хотел ему помочь. Как предполагает Мария Осипова, речь шла о Даниле Белякове.
«Мы доехали на Газели до площади Победы, машина потом поехала в Ленинский РОВД, а потом Фролов поехал БСП. Мы ему позвонили, он сказал, что обращался в больницу за помощью, но сам [обращался] или скорую вызывали − я не знаю», − рассказала в суде свидетельница.
Следующее заседание по делу Тимофеенко состоится в Ленинском районном суде 1 марта. Предполагается, что на нем опросят пострадавшего сотрудника полиции, а также еще нескольких свидетелей происшествия.