Смерть в милиции закончилась погромом в Муроме. О событиях 1961 года рассказывает главред «Медиазоны»
Что случилось в городе «траблмейкеров и маргиналов» 60 лет назад
Что вы знаете про 1961 год в СССР? Большинству на ум, скорее всего, придет полет Юрия Гагарина в космос. Но еще в этом году в Советском Союзе произошел ряд локальных народных бунтов, минимум два из которых случились во Владимирской области.
Об одном из них, произошедшем в конце июня 1961 года в Муроме, сделал ролик российский журналист Сергей Смирнов (Минюст РФ признал его иностранным агентом). Он известен как главный редактор «Медиазоны» – издания, специализирующегося на судебной и тюремной тематике.
Поводом для массовых беспорядков стала подозрительная смерть рабочего завода имени Орджоникидзе Юрия Костикова. 26 июня он был пьян, попытался взобраться на проезжающий грузовик и упал на асфальт. Его задержали и отвезли в отделение милиции, но не оказали первую помощь. Он провел ночь камере. Утром за ним пришла жена, обнаружила, что у него нет передних зубов. Костикова отвезли в больницу, где он и скончался.
По городу пошли разговоры. Но официальное расследование показало, что Костиков упал с грузовика, травмировался, а милиционеры его не били. Такой трактовке поверили не все. Обстановка в городе накалялась.
Вечером 30 июня похоронная процессия с гробом Костикова, в составе которой было несколько тысяч человек, проходила мимо отделения милиции. В толпе прозвучали крики «Бей милицию» и другие, еще менее приятные. Собравшиеся перевернули милицейскую машину, начался стихийный митинг. Прозвучали призывы устроить погром в отделении. Так и произошло: сотрудники были избиты, 48 арестованных выпущены на свободу. Погромщики завладели оружием, но догадались не применять его. Под шумок криминальные элементы уничтожили документы с уголовными делами. Здание ГОВД подожгли, а толпа не пустила пожарных на место.
В Муром приехал председатель Владимирского облисполкома Тихон Сушков и попытался успокоить толпу, но был освистан. Темнело, толпа частично расходилась. Ближе к ночи в город вошли вооруженные курсанты владимирской школы МВД со штыками. После применения оружия рассерженных горожан разогнали окончательно.
Массовые беспорядки закончились вынесением трех смертных приговоров и прочих наказаний для участников. Должностей лишились первый секретарь Владимирского обкома КПСС Михаил Майоров, начальник областного управления КГБ Пётр Кондаков и начальник областного УВД Леонид Романов. Тихон Сушков получил строгий выговор с занесением в личное дело.
Спустя три недели аналогичные беспорядки происходят в Александрове. Там бунт подавляют еще жестче, толпу просто расстреливают.