Разработчик «мышекликабельной платформы» изобрел «пушку» против коронавируса. Уже пора заряжать воду?
Просто представьте, как бы был прекрасен мир, где отфильтрованная и заряженная вода исцеляла от всех болезней, квантовые нагреватели грели воду в кране за счет сил природы, а под капотом автомобиля приятным шепотом шелестел вечный двигатель. И ведь все эти изобретения в свое время получили различные патенты, а часть из них − поддержку и финансирование от чиновников и депутатов. Заработай хотя бы один из этих приборов, жизнь никогда не была бы прежней.
Новую прорывную технологию в борьбе с коронавирусом представила российская компания «Гранит». Это аппарат «ТОР». Как утверждается, он эффективен в подавлении COVID-19, безопасен в использовании и успешно прошел клинические испытания. Производитель предлагает использовать «ТОР» в больницах, транспорте, крупных промышленных и общественных объектах с большим скоплением людей.
«Он удобен в обслуживании. Угол конуса испускаемого луча в 90 градусов в городских условиях эффективен на расстоянии до 230 метров.
Принцип работы «ТОР» заключается в электромагнитном неинвазивном воздействии, которое лежит в научно-технической основе аппарата. Проще говоря, аппарат безопасен для людей, но способен уничтожать коронавирус», − сообщают РИА Новости.
У специалистов это изобретение вызывает сомнения. Но если бы аппарат выполнял заявленные функции и уже использовался во всех больницах, цены бы ему не было. Кстати, цена у аппарата есть − стоит он в районе трех миллионов рублей. В описании к аппарату указано, что излучение прибора в тысячи раз слабее излучения бытовых сетей и 4G.
«Не совсем понятно, в каком смысле это излучение слабее, — указал Рами. — Приводят две статьи из Polymers, но там про SARS-CoV‑2 ни слова, только исследование свойств нафиона. Крайне сомнительный механизм действия. Единственная ассоциация — торсионные поля, которые сто раз уже разоблачали. Думаю, что эта штука менее эффективна при борьбе с вирусами, чем ультрафиолетовая лампа той же мощности», − рассказал Хабру Младший научный сотрудник лаборатории биоэлектрохимии ИБМХ и ассистент кафедры биохимии МБФ ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Рами Масамрех.
Концерн «Гранит», напомним, не чужд Владимирской области. Здесь это предприятие разрабатывает аналитическую систему для чиновников − «мышекликабельную платформу» за 40 миллионов рублей. Ее должны были сделать за два месяца после аукциона и запустить еще в 2019 году. Но дальше презентации, которая прошла в марте 2020 года, дело пока не сдвинулось.
В 2020 году общественности показали лишь один блок платформы, хотя продукт должен был объединить в одну несколько программ, с которыми приходиться работать чиновникам, повысить оперативность и доступность еще и для обычных граждан.
В начале 2021 года заместитель Сипягина Аркадий Боцан-Харченко, курирующий информатизацию во Владимирской области, признал, что с платформой возникли проблемы. Ее создатель – «Концерн Гранит» – должен был принять решение: заменить ядро, сменить вообще все или вернуть деньги региону. Срок действия обязательств концерна тогда был продлен до конца текущего года.
В интервью изданию «Царьград» в январе 2021 года Аркадий Боцан-Харченко произнес следующее:
«Насчёт цифровой платформы я заявлял о том, что она развёрнута и эксплуатируется. Я говорил, что основное предназначение 11 «пилотных» сервисов – испытания самой цифровой платформы на способность справляться с колоссальными нагрузками при работе с гигантскими массивами данных. К примеру, только по линии департамента культуры Владимирской области цифровая платформа должна обеспечить постоянно действующий информационный обмен для более чем тысячи подведомственных учреждений.
Результаты опытной эксплуатации за прошлый год, откровенно говоря, оставляют желать лучшего: ядро цифровой платформы в недостаточной степени справляется с нагрузками промышленных масштабов. К такому выводу пришли к исходу года».
Это высказывание недвусмысленно намекает на то, что кто-то кого-то здесь вводит в заблуждение. Либо исполнитель заказчика, либо заказчик − читателя. Аркадий Боцан-Харченко и позже говорил о том, что платформа уникальна и если инновационное решение «Гранита» по ядру окажется рабочим, то эту технологию можно будет чуть ли не продавать конкурентам.
Попробуем объяснить, что же с этими утверждениями не так. «Мышекликабельная платформа» − это так называемая OLAP система – то есть, аналитическое хранилище данных, рассчитанное на добавление информации из большого количества источников для хранения, последующей обработки и составления отчетов либо по готовым витринам данных, либо ad hoc.
Подобные системы реализованы практически (или без исключения) во всех крупных компаниях − от Avito и Яндекс.Go, до банков, заводов и ретейла. Аналитические системы компаний Авито или Яндекс имеют действительно огромные нагрузки. Их задача − выгружать финансовые, временные, географические и другие данные от каждого из миллионов заказов, от каждого клиента, покупки или поездки как в режиме реального времени, так и «порциями». В сравнении с потребностями таких систем, нагрузки на «мышекликабельную» платформу ничтожны. Хотя это уже «большие данные», надо понимать, что нагрузки не запредельные, не уникальные, а решений на рынке под такие запросы очень много.
Что касается проектирования ядра, то здесь существует несколько подходов, а также некоторое мнение профессионального сообщества о том, что если ядро проектируется впервые (мы заранее не можем просчитать все детали), то следует пользоваться принципом подхода Кимбалла − от данных к аналитике. Так говорит практика тысяч реализованных ядер DWH. Проектирование представляет собой четкое следование правилам реляционной алгебры, а при желании, масштабируемость (возможность добавлять новые источники данных и новые сущности) такого ядра закладывается путем высокой нормализации (разбиения «таблиц» – отношений на более мелкие).
В сухом остатке мы имеем то, что проектирование ядра для «мышекликабельной платформы» – задача типичная, предполагает относительно «дешевый» и проверенный способ для первого рабочего прототипа с возможностью «подложить соломку» для дальнейших модификаций под изменяющиеся аналитические задачи или данные. Каким образом можно было «завалить» хорошо описанную и тысячу раз реализованную задачу спроектировать ядро − вопрос, требующий дополнительного пояснения от тех людей, которые создают «мышеклик» и антикоронавирусные пушки.