Владимирцам рассказали, как сменить управляющую компанию
Недобросовестные фирмы берут деньги, но обязательства выполняют как придется
С 2015 года во Владимирской области 257 управляющих компаний получили лицензии на свою деятельность. Фактически к 2022 году у 165 из них в управлении находится хотя бы по одному зданию. Всего же суммарно они управляют 7287 жилыми многоквартирными домами из 12,8 тысячи, располагающихся на территории региона.
О нюансах работы «управляшек», а также о том, как поменять компанию и как привлечь организацию, если дом для жилищного бизнеса неинтересен, 16 марта на площадке регионального ЦУРа рассказали главный жилищный инспектор Владимирской области Елена Андреева и директор департамента ЖКХ Елена Семенова.
Независимо от договора управляющие компании должны осуществлять минимальный перечень работ, определенный в постановлении правительства. В основном это требования по содержанию общего имущества в надлежащем, а значит безопасном для жителей состоянии. Речь идет о подъездах, подвалах, чердаках, окнах, лестницах, инженерных сетях, а также благоустройстве придомовой территории. Жители должны сообщать в «управляшки» о дефектах, а те − своевременно их устранять.
На деле так происходит не всегда. После обращений в сами компании граждане приходят в жилищную инспекцию. В организации по итогам 2021 года зарегистрировали больше 12 тысяч жалоб. 42% из них касались нереагирования на заявки граждан, 30% − начисления оплаты, 18% − подделки подписей и легитимности общих собраний.
При обращении граждан фиктивные подписи удаляются из протокола собрания, далее жилинспекция направляет документы в полицию. Судя по числу обращений, эта проблема во Владимирской области стоит остро.
Если управляющая компания не справляется со взятыми на себя обязательствами либо завышает расценки за свою деятельность, законодательство предусматривает достаточно простой способ перехода жильцов к другой компании. Для этого необходим инициативный гражданин. Им необязательно должен быть старший по дому. Главное, чтобы это был человек, имеющий недвижимость в данном многоквартирном доме. Гражданину необходимо обратиться в управляющую компанию и получить реестр собственников. По закону компания обязана предоставить этот документ в течение пяти дней с даты обращения.
Если «управляшка» отказывается предоставлять реестр собственников, нужно обратиться в жилищную инспекцию. Получив документ, следует организовать собрание. Минимум за 10 дней до его проведения следует разместить уведомления на информационных стендах или на дверях подъездов. В уведомлении нужно указать когда, где и в какой форме пройдет собрание, а также какая у него будет повестка. Последнее условие важно – без заранее обозначенной повестки собрание не будет считаться действительным.
Собрание можно провести в трех формах: очной, очно-заочной, а также в электронной (с помощью сервиса ГАС ЖКХ внутри Госуслуг). Чаще всего собственники проводят очно-заочное собрание. Желающие обсуждают вопрос на общем собрании, после чего все собственники голосуют письменно.
Образец бланков для голосования можно найти в интернете, вопросы могут быть сформулированы в свободной форме. После голосования подсчитывают результаты, заполняют протокол, оформляют заявление и приносят его копии в две управляющие компании: в первую, чтобы отказаться от обслуживания, во вторую − чтобы заключить договор.
В случае, если управляющая компания тянет с документами об отказе от обслуживания и не вычеркивает дом-отказник из реестра, к делу вновь подключается жилищная инспекция. Тогда процесс перехода может затянуться на полтора месяца. Управляющая компания, от которой отказались жильцы, повлиять на их решение, естественно, не может.
Российское законодательство предусматривает три формы обслуживания общедомового имущества. Кроме договора с управляющей компанией это также ТСЖ (товарищество собственников жилья) и непосредственное управление (возможно лишь для домов, где меньше 30 квартир). В последнем случае жильцы все равно должны организоваться и выбрать обслуживающую организацию. Без нее дом оказывается бесхозным.
Во Владимирской области встречаются ситуации, когда управляющие компании крайне неохотно соглашаются на заключение договоров обслуживания. Как правило, это дома, находящиеся в предаварийном состоянии. К примеру, в начале года в таком положении оказались деревянные дома в районе улицы Северной во Владимире.
В департаменте ЖКХ и жилинспекции рекомендуют в таком случае обращаться к муниципальным властям. Практически во всех территориях есть минимум по одной муниципальной управляющей компании, которая должна взять на себя обязательства по содержанию таких домов.
Законом также предусмотрена обязанность администраций организовать конкурс для заключения договоров на обслуживание проблемных домов. В случае, если на конкурс никто не заявляется, власти вправе назначить управляющую компанию для обслуживания домом из числа тех, кто когда-либо подавал заявку на аналогичные конкурсы. Договор составляется на год.