Власть

Омбудсмен Татьяна Москалькова пообщалась с беженцами, которых приняла Владимирская область

Она побывала в двух пунктах временного размещения - в Камешковском районе и в областном центре

Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова 5 апреля с рабочим визитом побывала во Владимирской области. Омбудсмен посетила два пункта временного размещения (ПВР) беженцев из ЛНР, ДНР и Украины – в Камешковском районе и в областном центре.

В Камешковском районе сейчас функционируют три пункта, где живут вынужденные переселенцы. Татьяна Москалькова в сопровождении чиновников и журналистов заехала в тот, что находится в деревне Пенкино. Беженцев заселили в здание реабилитационного центра психиатрической больницы. По словам главы администрации Камешковского района Анатолия Курганского, помещения в последнее время не использовали, так как готовили к ремонту. После решения о размещении тут ПВР, санаторий передали в безвозмездное пользование муниципалитету, пока на полгода. Здесь провели ремонтные работы и создали необходимые условия, чтобы принять людей. 

Изначально в пункт временного размещения в Пенкино привезли 65 человек, но некоторые связались с родственниками и уже уехали к ним, так что теперь осталось 54. 

«Самое главное – создать комфортные и безопасные условия нахождения и проживания. Ну и в дальнейшем, конечно, максимально помочь им [вынужденным переселенцам] в определении дальнейшей своей судьбы. Если кто-то пожелает здесь остаться, проживать, работать, воспитывать своих детей – будем только рады», – рассказал Анатолий Курганский.

Многие приехали в Пенкино из Мариуполя – города в Донецкой области. Любовь покинула дом 23 марта вместе с двумя дочерьми, зятем и внуками – всего восемь человек. И даже щенка Лагерту смогли вывезти в Россию. На границе отнеслись с пониманием, что на собаку нет документов. Любовь говорит, что многие уезжали с домашними питомцами – не захотели их бросать.

Ее дочь Вероника рассказала, какой путь пришлось проделать, и какими были первые впечатления здесь:

«Мы почти с первого дня начали собирать рюкзаки. Знали, что мы с собой возьмем. И когда нам сказали «можете уходить», мы уже добрали что смогли и выдвинулись сразу. Мы приехали в Безыменное, оттуда на Донецк нас отвез автобус, с Донецка автобусом на границу России, там мы дошли до МЧС, МЧС нас отправил автобусом на Таганрог, а в Таганроге мы сели на поезд и приехали сюда. Знаете, когда месяц живешь без удобств, то приезжаешь сюда – и как дикарь себя чувствуешь. Боже, есть горячая вода, свет…»

В Мариуполе члены этой большой семьи жили в частном доме и в квартире. Говорят, что квартиру разбомбили, а что сейчас с домом – они не знают. И сомневаются, что им есть, куда возвращаться.

Омбудсмен Татьяна Москалькова пообщалась с беженцами, которых приняла Владимирская область

80-летняя Надежда Григорьевна в пункте временного размещения в Пенкино уже четвертый день. Она рассказывает, что жителей многоэтажки в Мариуполе, где она жила, предупредили о зачистке. После этого женщина вместе с соседями приняла решение уехать. Некоторые из ее соседей также оказались в Камешковском районе Владимирской области.

«С нами хорошо обращаются. Никто не должен обижаться, все тут хорошо, Все нам – пожалуйста, кормят «как на убой». Слава Богу. Но как дальше будем – никто ничего не знает».

Омбудсмен Татьяна Москалькова пообщалась с беженцами, которых приняла Владимирская область

Омбудсмен Татьяна Москалькова зашла в несколько комнат, в которых сейчас живут вынужденные переселенцы из ДНР и ЛНР, и пообщалась с ними. Ее сопровождал врио губернатора Александр Авдеев, региональный уполномоченный по правам человека Людмила Романова, представители департамента соцзащиты и других региональных ведомств, а также омбудсмен в Чеченской Республике Мансур Солтаев, недавно побывавший в Мариуполе. 

Многим вынужденным переселенцам Татьяна Москалькова задавала один и тот же вопрос – было ли добровольным их решение ехать в Россию. Последние отвечали утвердительно. И раз за разом благодарили, а также рассказывали, что их заставило покинуть родные места.

После обхода комнат в пункте временного размещения в Пенкино, омбудсмен и глава региона ответили на вопросы беженцев, главным образом – о трудоустройстве. А также о возможности переезда в другие районы, если работа будет именно там. Врио губернатора Александр Авдеев пообещал, что это не станет проблемой.

«Мы видим, что люди размещены достойно. Можно было бы сказать, «в соответствии с международными нормами и стандартами», но это будет слишком неверной оценкой. Гораздо выше. Потому что мы видим, как люди раскрылись душой, и насколько они по своему психическому состоянию здоровья чувствуют себя хорошо. И это самая высокая оценка их приема в России», – подытожила омбудсмен.

Высокие гости раздали вынужденным переселенцам подарки. Помимо конфет для малышей, в ПВР привезли несколько фенов, утюгов и большой телевизор. Кроме того, Татьяна Москалькова пообещала, что детям в будущем подарят планшеты.

Уполномоченный по правам человека в РФ призвала главу Владимирской области организовать для беженцев помощь психологов, чтобы люди смогли как можно быстрее забыть пережитый ужас и вернуться к мирной жизни.

Далее Татьяна Москалькова посетила пункт временного размещения беженцев во Владимире, на улице Добросельской. Тут все прошло по тому же плану – омбудсмен (уже без Александра Авдеева, но вместе с мэром города Андреем Шохиным) пообщалась с теми, кто был вынужден покинуть дома и приехать в Россию.

Людмила Александровна и Виктор Петрович сейчас живут в небольшом двухместном номере. О том, что пережили за последнее время и как выбирались из Мариуполя, они рассказывают с дрожью в голосе. Виктор Петрович – инвалид, у него нет ноги. Когда началась эвакуация, из дома его вынесли российские солдаты. А дальше женщине пришлось несколько километров толкать коляску по разбитым дорогам. Потом уже были автобусы и поезд.

Супруги говорят, что очень благодарны за то, как их приняли во Владимире – помогли с жильем и с одеждой, обеспечили питанием и медицинской помощью. Жалеют только, что с родственниками связи сейчас нет, и неизвестно, остались ли они в Мариуполе или смогли уехать. Помощь в поиске близких им тоже обещали.

Омбудсмен Татьяна Москалькова пообщалась с беженцами, которых приняла Владимирская область

Юлия уехала в Россию вместе с семьей, в том числе с трехмесячной дочкой Дианой на руках. Говорит, что каждый раз перед тем, как начиналась стрельба, девочка сильно плакала – словно предчувствовала. Юлия вспоминает, как люди в Мариуполе прятались в спортивном комплексе Terra Sport, без каких-либо элементарных удобств. Воду добывали, растапливая снег, а еду готовили на кострах на улице. В импровизированном убежище семья просидела две недели.

Муж и свекровь Юлии – граждане РФ. Сама она говорит, что тоже хочет остаться в России, потому что возвращаться некуда – город разрушен, жилья нет. Девушка – парикмахер с большим стажем, она намерена и дальше работать по профессии. Волонтеры купили и принесли ей ножницы, машинку для стрижки волос и фен.

Омбудсмен Татьяна Москалькова пообщалась с беженцами, которых приняла Владимирская область

В пункте временного размещения на Добросельской Татьяна Москалькова также ответила на вопросы вынужденных переселенцев. Они касались трудоустройства, восстановления утраченных документов, оформления единовременного пособия и обмена гривен на рубли. По последней теме омбудсмен позвонила для консультации заместителю главы Центробанка России Юрию Исаеву. Вопрос обещали решить – и касаемо налички, и касаемо средств на банковских счетах.

Омбудсмен Татьяна Москалькова пообщалась с беженцами, которых приняла Владимирская область

В ходе визита Татьяны Москальковой во Владимирскую область прозвучало, что регион заявлял о готовности принять 1734 вынужденных переселенца из ЛНР, ДНР и Украины. В настоящее время к нам приехал 1751 человек.

«Но 400 прибыло своим ходом, их не надо было эвакуировать, они прибыли сами, к своим родственникам. У нас сейчас пунктов временного размещения больше 30, и в них размещается более 1340 человек. Соответственно, у нас резерв есть примерно на 400 человек», – объяснил Александр Авдеев.

Сейчас из числа прибывших трудоустроены 16 человек – медиками, учителями, сотрудниками почты и так далее. Еще 140 вынужденных переселенцев оформляют документы, чтобы выйти на работу. Детей определили в детсады и школы, шестеро подростков получают среднее профессиональное образование в колледжах, трое студентов зачислены в ВлГУ,

Александр Авдеев сообщил, что пока трудно прогнозировать, как долго будут работать пункты временного размещения. Но, по его словам, вынужденным переселенцам будут помогать столько, сколько понадобится: «До тех пор, пока у людей не будет стабильности и мирного неба над головой».

Back to top button