Жизнь

Обвиняемая экс-глава аптечного склада рассказала, как ее сделали «крайней» в ситуации с лекарственным коллапсом во Владимирской области

Нелли Зиновьева обратилась в прокуратуру и к родителям детей-инвалидов

Экс-глава «Областного аптечного склада» (ГКУЗ «Центр закупок») Нелли Зиновьева обратилась с публичным письмом к родителям детей-инвалидов, получающих льготные лекарства во Владимирской области, а также заявила об обращении в Генпрокуратуру в связи с положением дел в облздраве.

Напомним, 6 мая региональная прокуратура утвердила обвинительное заключение в отношении экс-директора аптечного склада. Женщину обвиняют в непринятии мер к своевременному заключению госконтрактов на поставку лекарств, в результате чего, по мнению следствия, пострадали 35 детей-инвалидов. Ранее вину за лекарственный коллапс экс-глава облздрава Елена Утемова возложила на «Областной аптечный склад». 

В марте 2021 года Нелли Зиновьева покинула должность руководителя этой организации. За увольнением руководителя оперативного решения проблемы льготного лекарственного обеспечения в регионе не последовало. Еще осенью 2021 года облздрав признавал наличие отсроченных рецептов. В конце марта 2022 года облздрав заявил, что в «последние месяцы» число просроченных лекарств удалось уменьшить в 12 раз.

В публичном обращении Нелли Зиновьева пишет, что жалобы на выдачу льготных лекарств во Владимирской области будут продолжаться, пока в регионе не заработает Единый информационный контур здравоохранения:

«Было бы все просто, если бы чиновники исполняли бы прописанные положения в Приказах Минздрава. Например, по такому законному алгоритму: врач первичного амбулаторного звена проводит осмотр ребенка, выставляет диагноз, прописывает рецепт (лучше электронный), вводит его в общую единую базу, где происходит отслеживание обеспечения в едином информационном контуре участников льготного лекарственного обеспечения, в который входят медицинские организации области, орган управления здравоохранением, фарморганизация, аптечная сеть.

Ну вот, а если чиновники от здравоохранения не исполняют эти нормативы, пытаясь переложить ответственность на стрелочника, тогда они получают сотни жалоб от родителей детей-инвалидов и отвечают формальными отписками», − говорится в письме.

Нелли Зиновьева напомнила об управленческих решениях облздрава, предшествовавших лекарственному кризису. Осенью 2020 года «Областной аптечный склад» реорганизовали в «Центр закупок». Если до этого закупками лекарств занимались сами больницы и поликлиники, то после эти полномочия подняли на уровень нового «Центра закупок». Сама Нелли Зиновьева уточняет, что в результате реорганизаций она оказалась руководителем «Центра» автоматически.

«Что же могла сделать я тогда за два неполных месяца для детей-инвалидов, без полного финансирования, без должного штата сотрудников, в т.ч. и по закупкам, без бухгалтерии, а самое главное без документов, в которых указывались бы заявки, количество, персонифицированная информация, как по лекарственным препаратам, так и по детям-инвалидам?»

Обвиняемая добавила, что все документы о реорганизации, а также о рассмотрении жалоб родителей несовершеннолетних пациентов доступны для ознакомления пострадавшей стороной. Автор письма призвала родителей воспользоваться этим правом и разобраться в происходившем самостоятельно. В частности, Нелли Зиновьева уточнила, что в начале 2021 года необходимые препараты в облздраве были, но существовала проблема с их выдачей:

«Росздравнадзор также установил, что на момент начала 2021 года в аптечной сети имелись необходимые препараты на десятки миллионов рублей, но почему-то детям-инвалидам они не выдавались и не были перераспределены. Тем не менее меня (Зиновьеву Н.Е.) обвиняют в этом, в связи с чем непонятно, кто возглавлял здравоохранение области и владел полномочиями…?».

Экс-руководитель рассказала, что в начале 2021 года сотрудники «Центра закупок» работали по двенадцать часов в сутки, одновременно решая также проблемы с закупкой препаратов для лечения коронавируса в условиях пандемии. Для успешной работы «Центр закупок» должен был получать необходимую информацию о том, какие лекарства и в каком количестве закупать, а также финансирование.

«Все это определять должны были изначально сотрудники Департамента здравоохранения, в том числе и отдела по лекарственному обеспечению, куда «стекались» сведения из медицинских организаций Владимирской области, особенно в отношении федеральных льготников, которыми и являлись дети-инвалиды.

Контроль за остатками лекарственных препаратов в аптеках уполномоченной фармацевтической организации, согласно должностному регламенту, был также возложен на Департамент здравоохранения Владимирской области, со стороны которого каких-либо мероприятий для перераспределения лекарственных препаратов между аптеками не осуществлялось».

В конце письма Нелли Зиновьева еще раз высказывает мнение о том, что для решения проблемы лекарственного обеспечения облздраву необходимо создать Единую информационную систему:

«Не уходя в сторону от ответственности человеческой, я полагаю, исходя из действующих нормативных актов, что для восстановления прав детей-инвалидов на своевременное льготное обеспечения жизненно важными и не только препаратами, надо создать единую информационную систему для всех участников лекарственного льготного обеспечения, сделать прозрачную систему электронных рецептов, чтобы каждый родитель мог видеть движение необходимого лекарства до его ребенка и его получения, сделать пополняемые регистры детей-инвалидов, обеспечение которых может финансироваться за счет средств регионального бюджета, сделать доступной информацию о выписках назначенных лекарственных препаратов каждому родителю и ее движении».

Обвиняемая экс-глава «Центра закупок» рассказала, что уже обратилась в надзорные органы, изложив доводы о том, что именно в системе здравоохранения является тормозом для своевременной выдачи льготных лекарств:

Месяц назад я подала обращения в интересах детей-инвалидов в Генеральную прокуратуру РФ, местному прокурору о понуждении Департамента здравоохранения Владимирской области выполнить возложенные обязанности в части льготного обеспечения детей-инвалидов, с перечислением всего необходимого.

Уважаемые родители, прошу вас присоединиться к моим требованиям и побудить департамент здравоохранения исполнять свои обязанности, а суд, надеюсь, разберется, кто виноват.


Напомним, во Владимирской области структура департамента здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» продолжает внедрять цифровой контур здравоохранения по контракту с «Ростелкомом» на 176 миллионов рублей. Информационное сопровождение льготного лекарственного обеспечения является частью контура. В сентябре 2021 года депутат регионального парламента Сергей Бирюков заявлял, что «лекарственный» сегмент готовят к запуску в октябре 2021 года:

«Мы связываем большие ожидания с запуском единого цифрового контура в здравоохранении. Единая информационная система даст много возможностей, включая удобную дистанционную запись к врачу и другое. Но главное – мы на это очень рассчитываем – позволит оперативно и в полном объеме обеспечивать людей необходимыми (в ряде случаев – жизненно необходимыми) лекарствами».

Первоначальный, а также скорректированный сроки исполнения контракта уже пропущены, однако его действие, судя по всему, продолжается. В начале мая 2022 года «МИАЦ» выпустил сообщение о том, что сталкивается с «неконструктивной критикой» со стороны медицинских организаций, признав отдельные сложности, возникающие при внедрении системы. Весной цифровизация здравоохранения становилась темой совещаний с участием врио губернатора Александра Авдеева, затем сотрудники МИАЦ побывали для обмена опытом в Калужской области.

По сообщению пресс-службы Белого дома, врио губернатора поручал до июня 2022 года перевести все государственные медорганизации на единую цифровую платформу (ЕГИСЗ), позволяющую отслеживать получение льготных лекарств каждым нуждающимся.

Back to top button