За 8 лет потребительские расходы владимирцев выросли на 35%. На чем мы стали экономить?
Граждане вынуждены больше денег отдавать на еду, меньше − на услуги
Владимристат представил структуру потребительских расходов во Владимирской области в последнем квартале 2021 года по данным выборочного исследования. Как оказалось, в среднем к концу прошлого года жители ежемесячно тратили на покупку продуктов, товаров и услуг по 19 079 рублей. В денежном выражении за восемь лет этот показатель вырос на 35%.
«Потребительские расходы составляют 3/4 всех затрат. Их величина обусловлена объемом денежных доходов, уровнем личных и семейных потребностей, уровнем розничных цен; климатическими и географическими условиями жизни»,− пояснили содержание показателя во Владимирстате.
По последним данным, 35,2% расходов владимирцев составляют продукты питания, еще 1,4% − алкоголь, 37,8% − одежда, электроника, техника и товары длительного потребления, 1,9% жители региона расходуют на еду вне дома, 23,7% − на услуги.
За последние два года наибольшее изменение претерпела доля расходов на услуги (в 2019‑м она составляла 26,3%), питание вне дома (здесь наблюдается рост с 1,3% в 2019 году до 1,9% на конец 2021-го), а также потребление алкоголя (рост с 1,1% до 1,4%).
Более существенные изменения произошли в структуре потребления, если сравнивать показатели 2021 года с 2015‑м. Тогда владимирцы тратили на еду лишь 32,1%, а на услуги − 28,5% (против 23,7% в 2021 году).
Считается, что чем выше уровень жизни населения, тем большую долю доходов люди тратят на услуги и тем меньшую − на еду. Если денег хватает только на еду, человек будет реже посещать парикмахерскую, реже путешествовать и меньше денег тратить на образование и здоровье. Судя по изменениям в структуре потребления, среднестатистический владимирец серьезно затягивал пояс на протяжении восьми последних лет.
Структура потребления серьезно отличается в зависимости от доходов людей. Владимирстат разделил опрашиваемых на пять групп по благосостоянию. В 2020 году самые богатые граждане тратили на продукты питания 32,5% доходов, тогда как самые бедные − 46%.
В медианной группе владимирцы расходовали на еду 42% своих доходов. Иными словами, к 2020 году половина жителей региона вынуждена тратить только на продукты питания 42% всех денег. Большая часть оставшихся после еды средств уходит на обязательные платежи ЖКХ, покупку необходимой одежды и техники.