Бизнес

Половина купленных во Владимир «Волгабасов» оказались бракованными

Город нажил себе проблем за 240 млн рублей

Администрация Владимира наконец признала, что приобретенные по протекции Белого дома газомоторы оказались крайне низкого качества. В мае 2014 года муниципальное предприятие «Владимирпассажиртранс» взяло в лизинг 20 «Волгабасов». Первые нарекания к машинам возникли уже через полгода их эксплуатации, а когда в мае 2016-го истек срок гарантии на них, техника стала разваливаться на глазах. То двигатели забарахлят, то стекло на ходу вывалится.

Чтобы приобрести заветные «Волгабасы», «Владимирпассажиртранс» влез в пятилетний кредит на кабальных условиях. Себестоимость автобусов составляла 150 млн рублей – по 7,5 млн за штуку, еще почти 90 млн перевозчик обязался выплатить в качестве процентов. Итого – 238,88 млн за 60 месяцев, или по 3,98 млн в месяц.

Поначалу муниципальная компания с лизингом не справлялась и копила долги. Затем финансы предприятия направили на выплаты по кредиту, и задолженность возникла уже за электричество, причем немалая – около 40 млн рублей. Результат: только в прошлом году город выделил «Владимирпассажиртрансу» бюджетные субсидии в сумме 57,6 млн рублей. Еще несколько лет, по оценкам мэрии, компания будет убыточной. Муниципалитет отдал частной структуре – «АДМ» – одно депо. Автопарк «Владимирпассажиртранса» сократился на 15 троллейбусов за полгода. Предприятие испытывает кадровые проблемы и вообще находится в кризисе. И ради чего?

Еще в феврале прошлого года перевозчик обнаружил в 6 из 20 «Волгабасов» существенные проблемы с двигателями. Руководство «Владимирпассажиртранса» пыталось обязать производителя деталей и поставщика газомоторов либо заменить некачественный товар, либо отремонтировать его по гарантии, однако суд не удовлетворил исковые требования. К слову, ремонт оценивался предприятием в 6,6 млн рублей, а упущенная выгода от простоя машин – в 12,2 млн. Т.е. к 240 млн затрат на лизинг только по этой неисправности прибавились еще 19 млн убытков.

rq9b7m5jlr 1490606614Фото – Николай Тарасов

Параллельно стали возникать проблемы и у «Волгабасов», приобретенных компанией «АДМ». Поломки хоть и не носили «критичный» характер, но случались все чаще, а обслуживание газомоторов выходило дороже – некоторые детали приходится заказывать за границей. В октябре 2016 года в одном из газомоторов замкнуло электропроводку вентилятора, в результате чего произошло задымление. А буквально неделю назад в «Волгабасе» прямо во время движения треснуло стекло. Тогда в «АДМ» сообщили, что это типичная проблема для данной марки.

И вот власти наконец стали признавать очевидное. Руководство Владимирской области еще в июле 2016-го заметило, что поставленные перевозчикам автобусы были «сыроватыми». Мэрия же высказалась только сегодня. Вот как ПроВладимиру прокомментировал ситуацию официальный представитель горадминистрации Александр Карпилович:

«Наши перевозчики ведут, думаю, не самую простую переписку с заводом-изготовителем. Приблизительно 50% подвижного состава – не все, слава богу, но почти половина – к сожалению, не доставляет особой радости перевозчику. На автобусы установлен двухлетний срок гарантии. Руководство «Владимирпассажиртранса» направляло претензии в течение гарантийного срока. Претензии возникли буквально через полгода после начала использования. Сначала приезжали представители завода-изготовителя, а потом перестали приезжать».

Заметим, что проблемы с «Волгабасами» фиксировали власти многих городов, куда поставлялись эти газомоторы. Первыми забили тревогу в Москве. Подчиненные Сергея Собянина обнаружили, что «автобусы, представляемые к приемке, были низкого качества». В частности, у машин выявили «течь масла, утечки воздуха, провисание трубопроводов системы управления» и др. Кроме того, специалисты заметили, что производитель представлял властям «одни и те же автобусы с заменой табличек с указанием заводского номера», т.е. попросту мухлевал.

shb2cwg75w 1476962109Фото – vk.com/overhearauto33

Питерский комитет по транспорту в суде заявлял, что у «Волгабасов» выявлена «неисправность педали газа, течь масла из турбины». В Санкт-Петербурге же один такой автобус сгорел прошлым летом за пять минут. В Волгограде пассажиры жаловались на плохие кондиционеры в транспорте. Мэр Калининграда вовсе назвал товар из Волжского «ширпотребом» и запретил его покупать.

Однако владимирские власти пошли на поводу у Белого дома и сами нажили себе проблем стоимостью 240 млн рублей. Основное достоинство «Волгабасов» – их экологичность – депутаты горсовета тоже поставили под сомнение, а всю экономию «сжирает» их обслуживание. Несмотря на это, городу все равно придется еще три года выплачивать кредит за новенькие автобусы, половина из которых уже свое отслужила.

Back to top button