28 сентября новая коалиция в Законодательном Собрании из депутатов «Единой России», «Справедливой России» и КПСС одобрила законопроекты, ограничивающие права избранного губернатора Владимира Сипягина. Если документы в ближайшее время подпишет еще действующая глава региона Светлана Орлова, то ее сменщик не сможет без одобрения ЗС назначать своих заместителей.
К самой процедуре принятия решения было множество вопросов. В этой статье мы не будем обсуждать суть инициативы, а пройдемся лишь по техническим моментам, которые прописаны в областных законах.
ЧТО ИЗВЕСТНО?
По словам спикера Заксобрания Владимира Киселева и его коллег, а также с самого заседания известно следующее:
- Киселев исполняет обязанности председателя ЗС до избрания нового спикера;
- Спорный законопроект разработали депутаты Роман Кавинов, Дмитрий Рожков и Александр Цыганский;
- Законопроект был внесен предположительно в прошлую среду, за пару дней до ЗС;
- Поскольку комитеты ЗС еще не сформированы, на них документ не обсуждался. При этом Владимир Киселев заверил: «Никакого нарушения регламента и действующего законодательства нет»;
- За законопроект голосовали дважды. В первый раз инициатива не прошла, пришлось переголосовывать;
- При принятии решения учли голоса отсутствующих депутатов – Алексея Говырина и Владимира Лебедева.
ЗАОЧНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
Начнем с конца. Что касается заочного голосования, то оно прописано в регламенте Законодательного Собрания Владимирской области, утвержденном постановлением ЗС от 29 июля 2009 года №180. Согласно статьи 4 закона Владимирской области от 7 мая 2002 года №38-ОЗ «О Законодательном Собрании Владимирской области», «Законодательное Собрание по вопросам своего ведения принимает законы и постановления».
Так вот статья 68 регламента ЗС гласит, что депутат, который по уважительной причине не может участвовать в заседании парламента, вправе проголосовать в письменном виде по вопросам повестки дня, в том числе по дополнительным вопросам:
«Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование. В случае невозможности присутствия депутата на заседании Законодательного Собрания по уважительной причине (болезнь, служебная командировка, смерть близких родственников и другие – по согласованию с председателем Законодательного Собрания) он вправе после ознакомления с внесенными на рассмотрение Законодательного Собрания проектами правовых актов выразить свое мнение и проголосовать в письменном заявлении по каждому проекту правового акта (в том числе по проектам правовых актов, внесенных в повестку дня заседания Законодательного Собрания в день проведения заседания Законодательного Собрания).
Письменное заявление подается на имя председателя Законодательного Собрания. Председатель Законодательного Собрания оглашает содержание поступившего письменного заявления после проведения голосования по данному вопросу повестки дня заседания Законодательного Собрания. Голос письменно проголосовавшего депутата Законодательного Собрания учитывается при определении результатов голосования. Письменное заявление приобщается к протоколу заседания Законодательного Собрания».
ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
Переголосование депутатов также разрешено статьей 71 регламента ЗС, но в определенных случаях:
«Если при определении результатов голосования выявятся технические или процедурные ошибки при голосовании, то по решению Законодательного Собрания, принимаемому большинством голосов присутствующих на заседании депутатов, должно быть проведено повторное голосование по данному вопросу».
Владимир Киселев сообщил журналистам, что при первом голосовании депутат-единоросс «просто забыл нажать на кнопку». Можно ли это считать технической или процедурной ошибкой, неизвестно. В любом случае, нардеп от партии власти может сказать что угодно, и доказать неправильность переголосования практически невозможно.
ПОЗИЦИЯ КОМИТЕТОВ
Тот факт, что законопроект не обсуждался на комитетах, которые новый созыв просто не успел сформировать, также не мешает его принятию. Статья 81 регламента действительно устанавливает, что документы, как правило, направляются в ответственный комитет, но не всегда:
«Проекты законов, постановлений, внесенные в Законодательное Собрание и зарегистрированные в организационном управлении, в течение двух рабочих дней, если иное не установлено законами или настоящим Регламентом, направляются председателем Законодательного Собрания в комитет в соответствии с предметами его ведения (далее – ответственный комитет) и управление по правовому обеспечению. Ответственный комитет рассматривает их в установленные Регламентом сроки и вносит на очередное заседание Законодательного Собрания.
В отдельных случаях Законодательное Собрание может принять решение о включении в повестку дня заседания проектов правовых актов, не рассмотренных комитетом (комитетами)».
СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ЗАКОНОПРОЕКТА
Результаты выборов в Заксобрание избирательная комиссия Владимирской области утвердила постановлением 21 сентября. Тогда же все победители в одномандатных округах – коими являются авторы законопроекта Роман Кавинов, Дмитрий Рожков и Александр Цыганский – официально стали депутатами. А вот законопроект они внесли предположительно 26 сентября, и в этом имеется загвоздка.
Дело в том, что, согласно все той же статье 81 регламента ЗС, законопроекты, которые вносятся более чем за две недели на очередной сессии не рассматриваются. Хотя есть оговорка:
«Проекты законов, постановлений, внесенные в Законодательное Собрание менее чем за пятнадцать календарных дней до очередного заседания Законодательного Собрания, на данном заседании не рассматриваются, если иное не установлено законами. В исключительных случаях проекты законов, постановлений, внесенные позднее указанного срока, могут быть рассмотрены на очередном заседании Законодательного Собрания по решению председателя Законодательного Собрания».
ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
И вот мы подошли к основному моменту, по которому возможно оспорить утверждение законопроекта об ограничении прав губернатора Сипягина. Дело в том, что председатель Законодательного Собрания избирается на первом заседании и утрачивает свои полномочия со дня признания выборов ЗС нового созыва состоявшимися. Об этом гласит статья 10 закона №38-ОЗ от 7 мая 2002 года «О Законодательном Собрании Владимирской области».
«Работу Законодательного Собрания организует его председатель. Председатель избирается на заседании из числа депутатов тайным голосованием на срок полномочий Законодательного Собрания. Полномочия председателя Законодательного Собрания как руководителя органа государственной власти прекращаются со дня признания выборов Законодательного Собрания нового созыва состоявшимися, а как руководителя государственного учреждения – с момента избрания председателя Законодательного Собрания нового созыва».
Важно понять смысл этой формулировки. Депутаты ЗС прошлого созыва сохраняют полномочия вплоть до утверждения результатов новых выборов. Владимир Киселев также являлся депутатом шестого созыва и, как и его коллеги, утратил законодательные полномочия 21 сентября, с принятием постановления избиркома. Однако он продолжил исполнять обязанности руководителя госучреждения, юридического лица.
Что такое Заксобрание как госучреждение и какие функции выполняет его руководитель, прописано в статье 24 указанного закона:
«1. Законодательное Собрание – государственное учреждение состоит:
а) из органа государственной власти (депутатского корпуса), деятельность которого регулируется главой II настоящего Закона [законодательного органа власти – прим. ред.];
б) аппарата Законодательного Собрания, состоящего из лиц, являющихся государственными служащими, деятельность которых осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством, Регламентом Законодательного Собрания, постановлениями Законодательного Собрания и распоряжениями председателя Законодательного Собрания.
2. Председатель Законодательного Собрания:
а) осуществляет общее руководство работой аппарата, назначает и освобождает от должности работников аппарата Законодательного Собрания в соответствии с законодательством;
б) поощряет и налагает в соответствии с законодательством дисциплинарные взыскания на работников аппарата;
в) открывает и закрывает расчетные и текущие счета Законодательного Собрания;
г) является распорядителем кредитов по расходам, предусмотренным областным бюджетом на подготовку и проведение заседаний, работу комитетов, комиссий и депутатов Законодательного Собрания, содержание аппарата, и по другим расходам, связанным с деятельностью Законодательного Собрания;
д) привлекает для работы по отдельным проблемам специалистов на договорной основе, в пределах сумм, предусмотренных сметой расходов;
е) от имени Законодательного Собрания подписывает исковые заявления, направляемые в суд.
Полномочия, предусмотренные подпунктами а – д настоящего пункта осуществляются председателем Законодательного Собрания до дня вступления в должность вновь избранного председателя Законодательного Собрания».
ВЫВОД
Таким образом, если следовать букве закона, документ об ограничении прав избранного губернатора Владимира Сипягина, не должен был рассматриваться на заседании Заксобрания 28 сентября, поскольку был внесен позднее, чем за 15 дней до сессии, а председатель ЗС как глава законодательного органа власти еще не был избран. Спикер прошлого созыва утратил свои полномочия 21 сентября с утверждением результатов выборов в областной парламент и осуществлял лишь административные функции руководства юридическим лицом, без права законодательной инициативы.
Поэтому, по нашему мнению, спорный законопроект никак не мог быть законно внесен в повестку заседания ЗС 28 сентября – ни депутатами, ни комитетом, ни председателем. Соответственно, и голосование по нему может быть отменено.