Во Владимире 15 лет назад бастовали водители маршруток
До «нулевых» горожане не видели нормального общественного транспорта
Пятнадцать с половиной лет назад, 19 марта 2003 года, по центру Владимира с воем проехали 30 пассажирских газелей в знак протеста против запрета пассажирских перевозок на микроавтобусах.
Накануне водителей, большинство из которых были индивидуальными предпринимателями, лишили маршрутов и заработка. Хозяева «Газелей» собрали 4 тысячи подписей владимирцев, но делу это не помогло. Тогда недовольные вышли (точнее выехали) на несанкционированный митинг.
«В полдень 30 газелей выстроились у филармонии и, непрерывно сигналя, проехали до Соборной площади. До Соборки доехало только 10 машин, остальных ГИБДД развернули на Гагарина. Начальник городского транспортного управления Александр Кузнецов рассказал, что имена митинговавших известны, и все собравшиеся будут наказаны. По словам Кузнецова, у митинговавших уже и так были проблемы с лицензиями. Администрация города намерена убрать из центра все маршрутные такси, оставив место только для больших автобусов», − сообщал «Призыв» в марте 2003 года.
В 2003 году борьба с «частниками на газелях» шла по всей стране. Ее отправной точкой стала череда крупных аварий с человеческими жертвами в районе третьего кольца в Москве. Тогда всерьез заговорили о небезопасности автомобилей, о том, что для управления микроавтобусом достаточно обычных прав категории «В», и за руль садятся все, кому не лень, не проходя медосмотр перед рейсом и работая сверх нормы на свой страх и риск.
Борьба с частниками была выгодна властям хотя бы потому, что с них крайне сложно было собирать налоги. Частников не любили и возникавшие тогда первые автобусные компании (среди которых был и «БигАвтоТранс»). В отличие от частников, компании не только платили налоги, но и ездили по расписанию. А «Газели» проезжали перед большими автобусами, забирая у них пассажиров.
К слову, страшные аварии в Москве так и остались просто поводом для передела рынка. В ближайшее Подмосковье из столицы и сейчас легче всего добраться на микроавтобусах. Во Владимире же у них после борьбы с частниками остались лишь несколько маршрутов: №2 к вокзалу и кольцевые №5 и №8. На сегодняшний день и вовсе функционирует лишь маршрут №5.
В то время о монополии или даже олигополии на рынке пассажироперевозок речи не шло. О количестве фирм и ИП свидетельствует то, что в организованную «Лигу независимых перевозчиков» против нелегалов на «Газелях» вошли 17 предпринимателей, владевших 50 машинами.
В 2003 году предприятию Автандила Биганова было четыре года. На заре карьеры два его автобуса «ПАЗ» дублировали троллейбус №6, следовавший из-под моста во Владимире в Загородный. Затем руководитель начал приобретать подержанные автобусы в Европе − с того времени на дверях владимирских автобусов можно увидеть надписи «выход» на немецком и французском языках.
Первые две машины «Setra» из Германии Автандил Биганов перегнал лично. Затем появились «MAN» и «Mercedes». В 2002 году в «БигАвтоТрансе» работали 60 человек, а на рейсы выходили 5 «Man», 9 ПАЗиков и микроавтобус.
Биганов был не единственным экспортером подержанных автобусов из Европы («подержанные» здесь без негативного подтекста − на тот момент эти автобусы для Владимира были прорывом в комфорте и «плавности хода»). В 2001 году по Владимиру уже курсировали 113 немецких автобусов. Это были машины с закругленными боками и круглыми фарами. Внутри чаще всего были мягкие двойные сидения-диванчики. В Германии в это же время уже ездили автобусы, на которых владимирцы ездят и в 2018 году.
Через несколько лет «БигАвтоТранс» стал практически монополистом на рынке пассажироперевозок во Владимире, автобусное сообщение стало действительно удобным, регулярным, автобусы ходили до позднего вечера (для сравнения, в большой и богатой Казани в 2008 году после 21:00 вечера граждане передвигались, в основном, на попутках).
Если говорить про общественный транспорт во Владимире с момента его возникновения и до «нулевых», ситуацию можно описать так: первоначально ужасное состояние, которое исправлялось иной раз медленнее, чем возникали новые потребности растущего города.
Первые автобусы
Первые автобусы во Владимире появились около 1925 года. Образованный советской властью «Губтранстрест» в это время приобрел для пробы один «Форд» и сообщил, что автобус выгодно отличается от уже курсирующих по городу. О более ранних автобусах известно по архивным документам «Губтранстреста» лишь то, что это были автобусы производства «Опель» и «Пежо».
9 ноября 1925 года началось регулярное сообщение от улицы Московской до Нижегородской заставы (современная площадь Фрунзе). На рейсы выходили 2 автобуса, работавших с 8:00 до 00:00. Платили за проезд с помощью абонементных книжек. Для рабочих и служащих проезд стоил в два раза дешевле.
В этот же год по одному автобусу выделили для поездок в Собинку и в Суздаль. Машина в Собинку быстро пришла в негодность из-за бездорожья, и о междугородных пассажироперевозках на некоторое время жители советской Владимирщины забыли. Губернская плановая комиссия на заседаниях рассматривала вопросы организации проезда к Судогде, Собинке, а также между Судогдой и Собинкой, но воплощать предложения в жизнь не торопилась.
В архиве сохранилось письмо заведующего «Губтрансом» от 1925 года. Если верить приведенным сведениям, дисциплина была не главной чертой автобусного сообщения:
«Мне известно, что во время обслуживания автобусного сообщения по городу Владимиру со стороны лиц, стоящих у этого дома, особенно у товарищей шоферов, а в некоторых случаях и кондукторов, имеет место ни в коем случае невозможное явление − катание бесплатно своих родственников, жен, детей и так далее. Нередки случаи бесплатного пользования автобусным сообщением и других сотрудников губтранса. Подобного рода явления считаю в корне недопустимыми, а потому призываю таковые изживать. В случае нарушений вводимых правил пользования автобусным движением к виновным предусмотрены самые репрессивные меры воздействия, вплоть до увольнения».
В 1925 году во Владимире не хватало водителей, ремонт автобусов был слишком долгим и стоил до десятой доли от цены нового автобуса, общественный транспорт часто скапливался в одном месте на маршруте (эту проблему, кажется, так и не удалось решить за последние 90 лет), а водители и кондуктора проявляли незаинтересованность в сохранности вверенного им имущества.
Маршруты к заводу
По всей видимости, просуществовав недолго, автобусное сообщение во Владимире заглохло. Возродили общественный транспорт только 31 марта 1935 года − назрела необходимость подвозить людей к новым заводам «Автоприбор» и «Химкомбинат». В первый день пуска транспорта два автобуса «Форд» перевезли 1170 человек, на многих остановках народу было больше, чем мест в автобусах, говорится в газете «Призыв» за 1935 год. Автобусы ходили с 6:00 и до 22:00. У кондуктора закончились билеты, и вместо них раздавали клочки бумаги с подписями. Кроме переполненности, журналист «Призыва» отмечал плохую дорогу и нерегулируемое движение лошадей.
«Пассажиры едут в автобусе с удовольствием. Всюду слышится одобрение. От пассажиров поступили предложения: начать продажу постоянных абонементов для проезда в автобусах. От инженерно-технических работников Химкомбината на абонементы уже подана коллективная заявка. Рабочие «Автоприбора» предлагают сделать остановку у своего завода. Все предложения будут горкомхозом обсуждены.
Что мешает движению автобусов? Плохая дорога и нерегулированное движение на лошадях. Устранить эти недостатки можно и нужно. За это надо взяться сейчас же», − писал журналист А. Дементьев.
После войны во Владимире ходили уже автобусы отечественного производства: «ГАЗ 03 – 30», «ЗИС 8 – 16», «ЗИС-154», перевозками руководила организация с труднопроизносимым названием «Авторазгрузжелдор».
Автотранспортные конторы были во Владимире, Муроме, Вязниках, Покрове и Коврове. В 1949 году по области ездили 36 автобусов. По плану на тот год региону требовалось 46 автобусов. Уже в следующем году план выполнили и перевыполнили, дозакупив еще 15 автобусов и доведя их общее количество до 51 машины. На начало 1951 года в отчетах фигурирует цифра в 37 автобусов, в конце года − 54.
Подобные скачки содержатся в однотипных документах разных лет и малообъяснимы без дополнительных сведений. Возможно, автобусы частенько ломались, или их переводили из одного управления в другое. В послевоенные годы свои автобусы были у заводов, силовых структур и Домов культуры. Причем транспорт культмассовых учреждений использовался не столько для гастролей коллективов, сколько для подвоза жителей соседних населенных пунктов на концерты в сами ДК и «до мест массового проведения досуга».
Появление троллейбусов
Большим событием в истории городского общественного транспорта стало открытие 5 ноября 1952 года (к 35-летию революции) троллейбусного сообщения. Первый маршрут изначально следовал от кинотеатра «Буревестник» до завода «Автоприбор», практически повторяя путь первого автобуса. На линию вышли две машины на электрическом ходу производства завода города Энгельс. Уже в следующем, 1953 году появился второй маршрут − от Золотых ворот до Тракторного завода.
Маршрут проходил по улице Горького, а затем к проходной завода вдоль сквера напротив главного корпуса ВлГУ.
В 1961 году открыли троллейбусный маршрут №6 к микрорайону Загородный. В конце 60‑х количество курсирующих по городу троллейбусов достигло ста штук.
Для сравнения, столько же машин находилось в парке «Владимирпассажиртранса» в 2016 году. Сейчас, в октябре 2018 года, их всего 77.
«Совесть − не лучший контролер»
В 1960 году автобусное сообщение было в 15 городах области, в 1966 году − в 17. Позже это число снижалось, но из-за того, что населенные пункты теряли статус городов. В эти годы водители включаются в соцсоревнования, а за работу без аварий им выписывают ощутимые премии. В 1959 году 105 шоферов обязались увеличить межремонтный пробег. Норму руководство обозначило в 50 тысяч километров. Увеличить пробег без поломок удалось только двадцати водителям.
К 1970 году объем пассажироперевозок удвоился по сравнению с послевоенным, а прибыль и рентабельность, напротив, упали. Начальник владимирского транспортного управления отмечал проблемы с зайцами, основная часть которых приходилась на часы пик. Скорость автобусов в 1970 году составляла 13,3 км/ч. Кстати, в части автобусов в 70‑е годы кондукторов не было − вместо них имелась надпись «Совесть − лучший контролер».
В это время для водителей автобусов и таксистов появляется специальная столовая и свой красный уголок. На таксистов пишут жалобы в газеты − водители таксомоторов не соглашаются ехать по установленным государством тарифам и требует оплаты сверху, «а кто не хочет платить, тому отвечают − «катись колбасой». В 1958 году во Владимире также существовало и маршрутное такси. Правда, по городу курсировали всего две машины, развозившие пассажиров от вокзала до улицы Чайковского.
Знаковым годом для автобусного сообщения стал 1973 − в феврале во Владимире появились первые три «Икаруса», привезенные из Венгерской народной республики. Немного раньше такие автобусы приехали в Ковров и Муром.
«Пока получено 3 машины, они начали ходить от рынка до ул. Егорова. Но поскольку шоссе Суздальского поворота узкое, маршрут несколько изменен по сравнению с традиционным 11‑м. Автобусы идут до Суздальского проспекта, но не сворачивают налево, а следуют прямо по улице Добросельской, затем попадают на Егорова. В выходные, когда 11 маршрут не посещаем, автобусы ходят от вокзала до ул. Чайковского. По мере поступления во Владимир новых машин, они будут эксплуатироваться и на других линиях», − сообщал «Призыв» в 1973 году.
Также в 70‑х на дорогах города появился другой знаменитый автобус − ЛиАЗ 667, также известный под народным названием «луноход».
В 1980 году власти озаботились сооружением нового автовокзала во Владимире. В это время Суздаль − туристический город, где при автовокзале своя гостиница на 19 мест.
Постсоветский автобус
В 1994 году по области ходили 236 автобусов, во Владимире их было всего 114 (численность населения областного центра тогда не сильно отличалась от современной). Нехватку власти скромно оценивали в 25%, при этом 30% автопарка находилось в непригодном состоянии. Междугородные перевозки совершались с автовокзала на Батурина − рядом с Колхозным рынком. Многие владимирцы помнят огромные очереди в ЛиАЗы и Икарусы с «гармошкой».
Транспорт ехал перегруженным, и скорость, с которой автобус въезжал в гору к Детской больнице, а затем в гору к Боголюбово, не сильно отличалась от пешеходной. Автобусы ломались, и нормой было подтолкнуть сзади машину толпой пассажиров.
Когда в 1994 году отменили прямую электричку до Москвы, граждане молодого российского государства оценили прелести рыночной экономии − оказавшиеся в частных руках городские автобусы незамедлительно переключились на более выгодные перевозки владимирцев в столицу.
Большую часть истории XX и XXI века движение автобусного транспорта во Владимире было нерегулярным и недостаточным, а автобусы в силу времени бездорожья или чего-то еще − не сильно комфортными. В отличие от машин, они действительно были просто «средством передвижения».
Неделю назад один из сотрудников ПроВладимира задал вопрос одному из сотрудников городской администрации: когда же в городе нормализуется ситуация с транспортом? «А вы еще без машины?» − спросил в ответ чиновник.