«Владимирводоканал»: «системного сбоя» с платежками не произошло
Недочеты после отказа от договора с ЕРИЦ устранят за месяц
«Владимирводоканал» отказался от услуг Единого расчетно-информационного центра по выставлению платежей потребителям, и это привело к многочисленным ошибкам в квитанциях за январь. В офисе муниципального предприятия несколько дней выстраивались очереди из недовольных владимирцев, однако в самом водоканале не считают, что произошел «системный сбой». Ошибки в расчетах постараются исправить уже к концу февраля, когда население получит следующие «письма счастья».
Сегодня руководство компании встретилось с журналистами, чтобы объяснить свои действия. В первую очередь поставщик хотел донести, что договор с ЕРИЦ, который оказывал услуги единой платежки на протяжении почти четырех с половиной лет, никто не разрывал. Его просто не продлили. Если бы «Владимирводоканал» и захотел этого, то якобы пришлось бы проводить открытый конкурс, и не факт, что его выиграл бы ЕРИЦ. Только в 2018 году на предприятие обращались представители трех других организаций и предлагали свои услуги.
Тем не менее иметь отношения с расчетными центрами в водоканале пока не хотят. Причин тому несколько. Первая – рост задолженности от потребителей. Дело в том, что ЕРИЦ взял на себя функции лишь ведения учета и сбора платежей, а не взыскания долгов. Этим занимался «Владимирводоканал», но из-за бюрократической прослойки процесс затягивался.
Всего за четыре года владимирское предприятие недополучило 140 млн рублей. В суды подали более 30 тысяч исков. В неплатежах населения руководство компании винит именно ЕРИЦ (а не падение уровня жизни граждан): мол, водоканал собирал 99% средств с потребителей (коих у поставщика оставалось около 20 тысяч), а ЕРИЦ – от 89% до 92% (примерно 115 тысяч абонентов). С возвращением расчетов предприятию начальство МУПа надеется на увеличение сборов. Плюс ЕРИЦ больше не будет забирать часть оплаты в качестве вознаграждения: оно равнялось сначала 3%, но после снизилось до 2,41%, что составляло примерно 1,1 – 1,5 млн рублей в месяц.
Вторая претензия «Владимирводоканала» к ЕРИЦ – странная система распределения собранных денег. Входящие в единую платежку компании получали в процентном отношении не поровну, что возмущало муниципалов. Доходило до того, что «приходилось звонить, просить – дайте, пожалуйста, денег наших». Все это приводило к недостатку оборотных средств на ремонтные работы и реконструкцию сетей.
Наконец, третья причина отказа от договора – это законодательные сложности в расчетах и взыскании долгов. Например, задолженность за воду при продаже квартиры остается за прежним собственником, а за капремонт – переходит к новому владельцу. Плюс ошибки в данных.
«Столько занесли грязи в нашу программу, что мы хотим сейчас разобраться. Мы пришли к выводу, что еще дальше терпеть невозможно, иначе мы придем к некорректным данным», – констатировало руководство «Владимирводоканала».
В результате прекращения договора МУПа с ЕРИЦ пострадали далеко не все владимирцы. Жителей новостроек обслуживал водоканал. В отношении старого фонда проблемы возникли с передачей данных счетчиков за декабрь. Если сведения на предприятие не поступили, то специальная программа рассчитывала средний показатель потребления с каждой квартиры за последние три месяца. В результате разница с реальными показателями вышла незначительной: например, вместо 5 кубометров в квитанциях выставили 5 кубометров 22 литра или 5 кубометров 487 литров. Если же у гражданина имелась задолженность за последние три месяца, то расчет мог производиться по нормативу (9 кубометров на человека).
Руководство «Владимирводоканала» заявляет, что потребители в конечном итоге не пострадают, а все излишне заплаченные средства вернут:
«Мы считаем квитанции корректными и в большинстве случаев правильными. Но мы гарантируем: человек не пострадает при следующем платеже. Если лишние деньги кто-то заплатит, мы их вернем, они нам не нужны».
Сейчас у ЕРИЦ еще остается договор с городской управляющей компанией «МКП ЖКХ». Он истечет 30 апреля. Откажется ли еще одно муниципальное предприятие от услуг расчетного центра – начальство пока не решило.