«Сипягин, нажми на тормоза»: сколько губернатор сэкономил на СМИ?
Пересчитываем за Белым домом и Григорием Беловым
25 марта ПроВладимир опубликовал материал «Сипягин увеличил расходы на пиар Белого дома на 77 млн рублей». На нашу статью Белый дом ответил, что ПроВладимир «решил хайпануть на пустом месте и выдать сверхсенсацию», а на самом деле, Сипягин «нажал на тормоза» и остановил «бурный рост расходов» на СМИ, который наблюдался при Светлане Орловой.
Удовлетворив право на ответ администрации Владимирской области, не можем не озадачиться размышлениями по поводу сведений и доводов белодомовских чиновников.
РАЗМЫШЛЕНИЕ №1: КОГДА ЗАКОНЧАТ ВИНИТЬ ОРЛОВУ?
Первое, что бросается в глаза в ответе подчиненных Владимира Сипягина, – что опять в принятых новым губернатором решениях виновата его предшественница Светлана Орлова. Ровно то же самое произошло месяц назад, когда Сипягин согласовал ремонт московского представительства Белого дома за 15 млн рублей. Когда об этом написал ПроВладимир, пресс-служба Белого дома заявила, что глава региона ремонт резиденции [после публикаций в СМИ] отложил, а смету расходов еще раз проверят. Вот только само постановление никто не отменил.
В итоге вырисовывается такая схема взаимодействия обладминистрации со СМИ и ответов на критические публикации. Если Сипягин утверждает какой-то не соответствующий его заявлениям документ:
1‑й шаг – во всем обвиняют Орлову;
2‑й шаг – заявляют, что все на самом деле не так, как написано в документах, а ровным счетом наоборот;
3‑й шаг (факультативный) – СМИ обвиняют в «хайпе на пустом месте».
При этом в спорные документы никто изменения не вносит, а журналистам предлагают поверить чиновникам на слово.
Точно такую же схему ответа на претензии мы увидели и в этот раз. И снова в увеличении бюджетных трат, утвержденных уже при губернаторе Владимире Сипягине, каким-то образом оказалась виновной Светлана Орлова. Сколько еще сюрпризов она «преподнесет» жителям региона-33 в подписанных ее преемником постановлениях – остается только гадать.
РАЗМЫШЛЕНИЕ №2: О «БУРНОМ РОСТЕ» РАСХОДОВ
Руководитель комитета общественных связей и СМИ в своем комментарии заявил о «бурном росте» расходов на пиар Белого дома при Светлане Орловой. В этом вопросе, безусловно, с Григорием Беловым можно согласиться, хотя, например, в 2015 году по программе информирования населения о развитии области потратили всего 28,4 млн рублей. Изначально планировалось больше, но впоследствии траты пересмотрели.
На 2019 – 2021 годы расходы же по госпрограмме были предусмотрены по 27,3 млн рублей. В новой версии документа, утвержденной Сипягиным, в 2019 году потратят 51,6 млн, а в 2020 – 2021 годы – по 53,6 млн рублей. Формальный рост расходов от прежней до новой версии госпрограммы и составила 77 млн рублей.
Одновременно при Орловой росли и общие объемы пиара – с 5250 минут эфиров в 2014 году до 44 тысяч минут в 2016‑м. Правда, в 2018‑м время проплаченных роликов снизилось до 11 500 минут. То же касается и газет: в 2014 году Белый дом проплатил 450 полос, а в 2018‑м – уже 500.
Владимиру Сипягину в 2019‑м понадобилось такое же количество эфиров и полос, что было и в последний год правления Орловой: 11 500 минут и 500 полос. Получается, при формальном снижении расходов по сравнению с 2018 годом на 634,1 тысячи рублей (52,3 млн минус 51,6 млн), общий объем пиар-заказа обладминистрации не изменился.
РАЗМЫШЛЕНИЕ №3: ГДЕ ЖЕ ЭКОНОМИЯ?
Все мы помним, как Владимир Сипягин обещал экономить на государственных СМИ. Например, по мнению губернатора, неправильно тратить по 20 млн рублей на опубликование официальных документов во «Владимирских ведомостях».
«В частности, вот хочу подчеркнуть, что по «Владимирским ведомостям» мы приняли решение – и я остановился на этом: это А – сокращение расходов, мы сократили где-то на три с чем-то млн рублей расходы по «Владимирским ведомостям», потому что переводим их из печатного издания, постепенно переводим их в интернет-издание.
И это правильно. Это позволяет законодательство. Потому что тратить более 20 млн рублей на печатное издание, которое, конечно, может быть, необходимо для жителей Владимирской области, но мы должны думать всегда об эффективности расходования бюджетных средств. Поэтому по этому направлению мы идем, и в дальнейшем по «Ведомостям» будем также продолжать оптимизацию», – сообщил губернатор на январской пресс-конференции.
И снова обратимся к документам. В 2018 году – с учетом всех изменений – в статье расходов на «периодическую печать и издательства» (здесь, очевидно, и запрятаны траты на «Владимирские ведомости») заложили 19,4 млн рублей.
А в 2019‑м по той же статье – уже 20,4 млн рублей. Увеличение трат, по сравнению с прошлым годом, – на 973,7 тысячи рублей.
Итого, если мы правильно все посчитали, никакой экономии расходов на СМИ при Владимире Сипягине, по крайней мере на бумаге, не произошло: 973 700 рублей – 634 100 рублей = 339 600 рублей. На такую сумму, по документам, увеличились траты Белого дома на освещение своей деятельности.
В ответе Белого дома по «Владимирским ведомостям» говорится: «Сумма государственного задания составила 16 358,2 тыс. рублей», а количество официальных полос сократилось с 810 до 648. Т.е. нам опять предлагают поверить, что не все заложенное в бюджете будут тратить. Возможно, это и так. Однако не стоит забывать, что даже эти 16,3 млн рублей – деньги налогоплательщиков, а экономия в несколько миллионов – далеко не тот показатель, которым стоит гордиться команде Владимира Сипягина.
Если сложить заложенные в бюджете 51,6 млн рублей по госпрограмме и 20,4 млн рублей на периодическую печать, получится сумма в 72 млн, которой хватило бы, например, на строительство целого детского сада. И заявления, что при Орловой тратили на СМИ столько же или больше, – оправдание сомнительное. Владимиру Сипягину предстоит ответить себе и своим избирателям на тот же вопрос, что задавали его предшественнице: имеет ли губернатор право в принципе тратить деньги налогоплательщиков на самопиар или, как называет это Белов, «объективное информирование граждан»? В 2019 году каждый из жителей региона, включая младенцев и пенсионеров, заплатит за это из своего кармана примерно по 55 рублей.
Сколько на самом деле средств потратит Белый дом на СМИ, посчитаем в декабре по факту проведенных госзакупок.