Инновационное предприятие «СТЭС-Владимир» признали банкротом. Такое решение 21 мая вынес арбитражный суд Владимирской области. Произошло это спустя семь месяцев с момента введения на заводе внешнего управления. По мнению создателей предприятия и уникальной технологии производства пеностекла, на «СТЭС» пришла «похоронная команда», которая и не собиралась его спасать.
Банкротство «СТЭС-Владимир» официально началось 6 октября 2017 года, когда в арбитражный суд поступил соответствующий иск. Уже 26 февраля 2018-го на предприятии ввели процедуру наблюдения, а 1 октября – внешнее управление, которое доверили Артему Сладкову. Он же назначен конкурсным управляющим компании.
Причиной банкротства «СТЭС-Владимир» стали долги перед «Внешэкономбанком» в 7,5 млрд рублей. В 2011‑м руководство предприятия взяло кредит в 4 млрд рублей, причем часть денег была в валюте. Спустя несколько лет из-за падения рубля задолженность «СТЭСа» перед банком выросла почти в два раза. Справиться с выплатами руководство завода не смогло.
Не помогли отечественному производству ни визит премьер-министра Дмитрия Медведева, ни обращение к президенту Владимиру Путину, ни заявления губернатора Светланы Орловой, ни заверения руководства «ВЭБа», что банк «анализирует все возможные варианты урегулирования проблемной задолженности АО «Компания «СТЭС-Владимир» и продолжает осуществлять мероприятия, направленные на сохранение ее производственной деятельности». Госкорпорации предлагалось войти в уставной капитал «СТЭСа», и при стабильной работе компании задолженность перед «ВЭБом» погасили бы за несколько лет, но на федеральном уровне к мольбе о помощи владимирских бизнесменов не прислушались.
Почему не помогло внешнее управление, создатели предприятия рассказали ПроВладимиру еще в феврале. По словам Андрея Зиновьева, предъявленный новой командой управленцев план ничем не был подкреплен, поэтому на начало этого года его даже утвердить не смогли. Более того, «СТЭС» лишили выгодного контракта на поставку продукции на стратегический объект крупнейшей российской нефтехимической компании «Сибур». Собственники «СТЭСа» считают, что временные управленцы изначально стремились «довести до конкурса и забрать технологию».
«Есть «ВЭБ», государственная корпорация, и есть деятели, похоронная команда. Эта группа людей выполняет очень непростые вещи, находясь на этом предприятии. Сейчас меняют полностью технологическое руководство и руководство компании. Они вскрыли технологию. Сама их цель – довести до конкурса и забрать технологию. То, что они ведут подготовку по патентным наработкам, – это нам тоже известно. Сейчас доведут до банкротства и продадут за миллиард своим интересантам», – заявил Андрей Зиновьев в интервью ПроВладимиру.
Также Артем Сладков попытался привлечь владельцев «СТЭС-Владимир» к субсидиарной ответственности. Управляющий потребовал в арбитраже взыскать с них более 180 млн рублей. У Михаила и Петра Дудко и Андрея Зиновьева в качестве обеспечительных мер арестовали авто и средства на счетах на сумму 89,2 млн рублей у каждого. Кроме того, Сладков оспорил сделки между «СТЭСом» и аффилированной компанией «Исток». По мнению управляющего, через последнюю фирму бывшее руководство выводило с предприятия деньги. Зиновьев и Дудко же пояснили, что контракты с «Истоком» были реальными и спасали «СТЭС» от остановки деятельности.
Что будет дальше с инновационным предприятием, остается только гадать. По примеру других обанкротившихся владимирских заводов – тракторного и «Автоприбора» – можно предположить, что «СТЭС-Владимир» либо вовсе закроется, либо обретет новых собственников.