Из-за войны с Белым домом мэрия рублем наказала ВСМЗ, Почту и соцучреждения области
Для пополнения бюджета Оранжевый дом повышает арендную плату на своих объектах
Паны дерутся – у холопов чубы трещат. Война между областной администрацией и владимирской мэрией продолжается, а ее жертвами становятся организации, не имеющие к конфликту никакого отношения. Так, Оранжевый дом, недовольный финансовой политикой руководства региона, решил отыграться на областных и федеральных структурах. Депутаты горсовета легко и даже не задумавшись проштамповали решение, и с 2020 года «Почте России», Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, а также целому ряду областных учреждений культуры, образования, спорта, здравоохранения и социальной политики повысят ставки арендной платы.
Если конкретно, речь идет о положении об управлении и распоряжении муниципальной собственностью города Владимира. Его владимирский горсовет утвердил еще в 2002 году. 17 лет назад мэрия и депутаты решили, что государственные федеральные и областные учреждения, а также объекты почтовой связи при аренде муниципальных помещений должны платить сумму с коэффициентом 0,5, т.е. половину стоимости. Это решение не отменялось ни в кризисные годы, ни при губернаторе Светлане Орловой. Однако легким взмахом руки депутатов горсовета на июньской сессии из списка льготников по аренде исключили все госучреждения и почту.
Объясняя это, пресс-служба Оранжевого дома прямо намекает, что такое «вынужденное решение» было сделано назло и стало если не местью, то шагом по типу «назло бабушке отморожу уши». Причиной в мэрии называют то, что городской казне оставляют все меньше собранных налогов, так еще и Белый дом требует от муниципалов сократить дефицит бюджета до 5%, иначе областных субсидий им не видать. Об этой ситуации ПроВладимир подробно писал в материале «Город Владимир гнобят»: депутаты горсовета осудили финансовую политику Белого дома».
Коротко поясним, что во многом претензии команды Шохина к команде Сипягина – не по адресу. Во-первых, количество оставляемых городу налогов планомерно уменьшалось при Светлане Орловой, и финансовое соглашение с Белым домом мэрия заключила при ней же, но почему-то все пять лет у сити-менеджера претензий к области не возникало.
Во-вторых, норма о сокращении дефицита бюджета муниципалитетов для получения региональной помощи прописана в утвержденном законодательным собранием бюджете на 2019 – 2021 годы. Т.е. чтобы решить ситуацию, ЗС просто должно внести поправку в закон. Сделать это «Единой России» совместно с другими фракциями не составит труда. Однако городские власти об этом молчат и, судя по публичной риторике, не стремятся найти выход из ситуации, предпочитая прагматичному подходу пиар.
Вот и комментарий мэрии по поводу отмены льгот по аренде для госучреждений изобилует яркими эпитетами и сравнениями. Город Владимир называется «дойной коровой» Белого дома, при этом ответственность за очевидно непопулярное и, мягко говоря, асоциальное решение муниципалитет сваливает на область – мол, это «областные новации». Приведем лишь несколько пассажей (полный текст ответа – в конце статьи):
«До этого решения областные власти размещали свои учреждения в муниципальных зданиях с коэффициентом муниципальной опеки 0,5 или вообще безвозмездно. То есть, учитывая социальную значимость областных и федеральных учреждений, город снижал стоимость аренды в 2 раза либо вообще не брал ни копейки. Но областная власть посоветовала мобилизовать доходы. Как скажете, коллеги.
Разумеется, социальные объекты города Владимира, которые находятся в юрисдикции муниципалитета, эти областные «новации» никак не затронут. А это, ни много, ни мало, более 500 муниципальных учреждений – от спортивных школ и домов культуры до детских школ искусств и клубов по месту жительства. «Мобилизовать доходы» за их счет, как справедливо считают в Совете народных депутатов города Владимира, совершенно неуместно».
Согласно справке мэрии, «новации» по аренде коснутся 6 объектов почты, 30 федеральных и областных учреждений, включая 5 объектов департамента административных органов. С них Оранжевый дом намерен дополнительно стрясти 27 млн рублей. Под шальную руку попал и Музей природы: ранее ВСМЗ занимал муниципальные площади бесплатно, теперь же музею предложено платить по 4 млн рублей в год при прибыли экспозиции в 757 тысяч рублей. Оранжевый дом пояснил, что эта ситуация депутатам горсовета «крайне неприятна».
А вот в ВСМЗ открыто заявляют, что с таким подходом Музей природы вовсе может закрыться. Сегодня директор музея-заповедника Светлана Мельникова проведет пресс-конференцию, на которой даст оценку «новациям» мэрии. При этом позиция известна уже сейчас: Музей природы, в основном, посещают дети, причем бесплатно, а также инвалиды. И теперь уникальную экспозицию владимирцы могут потерять.
«Администрация города Владимира направила письмо в адрес руководства ВСМЗ с сообщением о том, что с 2020 года помещения Музея природы будут предоставляться на основе возмездного договора аренды. За пользование городскими площадями музей заплатит более 4 млн руб. в год. Ранее аренда была безвозмездной. С учетом того, что ВСМЗ и так находится в непростом экономическом положении, вопрос стоит остро – вплоть до закрытия экспозиции.
Собственные доходы музея от продажи билетов взрослой категории и проведения детских мероприятий составили в 2018 году 757 293 руб., т.е. в 5 раз меньше предлагаемой суммы аренды. При этом музей постоянно несет расходы на техническое обслуживание, по оплате коммунальных услуг и охране данного объекта – более 1 млн руб. ежегодно», – сообщила пресс-служба музея.
К слову, с нового года в два раза подорожает и аренда офисного здания ВСМЗ на Музейной, 2.
Каким образом разрешится эта ситуация, сказать сложно. Пока что городские и областные чиновники не стремятся сесть за стол переговоров, соревнуясь в колкостях в официальных релизах. Оценку же действиям и тех, и других должны дать простые владимирцы. Уж не заигрались ли власти накануне муниципальных выборов, забыв при этом про свои обязательства перед населением?
В конце приводим полный комментарий мэрии:
«Возможно, кому-то из уважаемых жителей города Владимира могло показаться, что их жизнь бесконечно далека от межбюджетных отношений города и области. Это не так.
Являясь ключевым донором областного бюджета, город Владимир с каждым годом становится все беднее. Если в 2013 году в распоряжении города оставалось 15,9% собранных на его территории налогов, то по итогам 2018 года – всего 9,8%. Хуже некуда. Но областные власти пеняют нам на дефицит городского бюджета и требуют от горожан «затянуть пояса» еще туже. Вместо того чтобы начать, наконец, делиться и повысить бюджетную обеспеченность областной столицы, «белый дом» упорно режет «дойную корову». Или пилит ветку, на которой сидит, – кому как нравится.
Жителям города Владимира это не нравится. Мэрия многократно призывала администрацию Владимирской области к предметному диалогу. Безуспешно. В ответ «белый дом» требует с обескровленного муниципалитета мобилизовать все резервы и рассказывает жителям города Владимира и других городов и районов, что необходимо укреплять местные бюджеты за счет наращивания стабильных доходных источников.
Один из главных «стабильных источников» муниципальных доходов – муниципальная собственность, и город, в частности, получает доходы от аренды муниципальных помещений. Поэтому, исходя из настоятельных рекомендаций администрации Владимирской области, 26 июня 2019 года Совет народных депутатов города Владимир принял, по сути, вынужденное решение «О внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Владимира».
До этого решения областные власти размещали свои учреждения в муниципальных зданиях с коэффициентом муниципальной опеки 0,5 или вообще безвозмездно. То есть, учитывая социальную значимость областных и федеральных учреждений, город снижал стоимость аренды в 2 раза либо вообще не брал ни копейки. Но областная власть посоветовала мобилизовать доходы. Как скажете, коллеги.
Принимая – подчеркнем, вынужденное – решение, Совет народных депутатов города Владимира сделал все возможное, чтобы минимизировать для жителей последствия «мобилизационных» рекомендаций администрации Владимирской области. Депутаты включили в перечень арендаторов, которым предложено оплачивать аренду по обычным расценкам, 6 объектов ФГУП «Почта России» и 30 федеральных и областных учреждений, включая, например, 5 объектов областного департамента административных органов. Благодаря этому решению в доходную часть городского бюджета должны поступить 27 млн 62 тыс. 638 руб. 4 коп. – если, конечно, региональные власти будут платить, за что, собственно, и выступают. К слову, депутатам крайне неприятно, что в этот перечень попал и «Музей природы» – одна из экспозиций ВСМЗ, квартировавшая на муниципальных площадях абсолютно бесплатно.
Разумеется, социальные объекты города Владимира, которые находятся в юрисдикции муниципалитета, эти областные «новации» никак не затронут. А это, ни много, ни мало, более 500 муниципальных учреждений – от спортивных школ и домов культуры до детских школ искусств и клубов по месту жительства. «Мобилизовать доходы» за их счет, как справедливо считают в Совете народных депутатов города Владимира, совершенно неуместно».