В Белом доме рассказали про цены на маски, самоизоляцию в лесу и школьные выпускные
Денис Лякишев считает, что регион находится на грани победы над коронавирусом
Директор департамента региональной политики Владимирской области Денис Лякишев ответил на вопросы жителей региона о ситуации с коронавирусом. Прямую линию с чиновником 21 апреля организовала редакция издания «Владимирские ведомости». Дозвониться на эфир было нельзя, но вопросы собирались через интернет — заранее и во время трансляции.
В частности, Денис Лякишев поделился некоторыми подробностями о заболевших. Средний возраст жителей региона, у которых диагностировали коронавирус, — 45 – 50 лет, при этом женщин среди таких пациентов больше, чем мужчин. Из 280 человек с COVID-19 госпитализированы около 60, остальные лечатся амбулаторно. Семеро заболевших — дети, болезнь у них проходит в легкой форме. В тяжелом состоянии находятся четыре человека, двое подключены к аппаратам искусственной вентиляции легких.
Рассказываем, что еще интересного прозвучало во время прямой линии с высокопоставленным чиновником, впервые показавшим себя общественности.
Про цены на маски
Власти Владимирской области не могут контролировать аптечные цены на медицинские маски и перчатки. Как пояснил Денис Лякишев, под контролем находятся цены на жизненно важные лекарства, однако средства индивидуальной защиты к ним не относятся.
«Мы, конечно, делаем все возможное, чтобы насытить рынок этими изделиями [медицинскими масками], поскольку понимаем, что цены возникли вследствие ажиотажного спроса. Если еще буквально несколько месяцев назад оптовая цена на них была в разы меньше, в том числе у наших соседей из Китая, где мы закупали достаточно большое количество этих изделий, то сейчас цена на них выросла… Сейчас во Владимирской области запущено несколько десятков производств средств индивидуальной защиты. Они уже поступают в аптеки. Если неделю-две назад в аптеках масок найти было невозможно, то сейчас в известных аптечных сетях маски присутствуют постоянно. Пусть и не по той цене, по которой они были до эпидемии…»
По мнению Дениса Лякишева, когда все желающие закупятся масками, спрос на них упадет, а следом снизится и цена.
Напомним, в апреле активисты «Народного контроля» прошлись по аптекам Владимира и не смогли найти масок дешевле, чем по 40 рублей за штуку.
Про школы и выпускные
Директор областного департамента региональной политики сообщил, что пока еще не принято решение о том, когда именно закончится учебный год во Владимирской области. Но в силу сложившихся обстоятельств весьма вероятно, что школьники уйдут на каникулы раньше. Правда, это не касается 9‑х и 11‑х классов, которым предстоит сдавать ОГЭ и ЕГЭ. Эти экзамены сдвинут на лето.
А вот если говорить об организации школьных выпускных, то тут пока вообще никакой ясности. По словам Лякишева, сейчас множество традиционных мероприятий под вопросом.
«Поверьте, пока это не самая острая проблема… У нас еще не ясна эпидемическая картина — и по Владимирской области, и по Российской федерации. Все будет зависеть от того, как мы пройдем этот период эпидемического плато. Если он пройдет максимально быстро, если мы выполним все требования самоизоляции, то, возможно, мы сможем устроить для наших детей праздник, сможем устроить в конце июня нормальный выпускной…»
Про самоизоляцию в лесу и Анну Франк
Самоизолироваться на даче — можно, а вот в лесу — нельзя. Денис Лякишев объяснил, что за выезд на природу (не важно, на шашлыки, за грибами или просто прогуляться) жителям региона грозят штрафы.
«Сотрудники органов правоохраны имеют право проверить машину. Если у вас нет справки для посещения родственников, если у вас нет подтверждающих правоустанавливающих документов на дачу, то есть основания для применения к вам административных санкций, предусмотренных статьей 20.6.1 КоАП РФ. Составляется соответствующий протокол, протокол передается в суд, суд при наличии признаков административного правонарушения выносит постановление, в соответствии с которым может быть назначен штраф от одной до 30 тысяч рублей. Надо оно нам, чтобы сходить лес?»
Чиновник признал, что дома сидеть тяжело, тем более, что режим самоизоляции во Владимирской области длится уже почти месяц. И рассказал, как старается объяснить необходимость соблюдения карантинных мер своей дочери-старшекласснице:
«Я чувствую, что мы находимся на грани, грубо говоря, победы. Уже немного осталось потерпеть. Терпели месяц, осталось потерпеть две недели. Когда у меня дочь начала уже нервничать, я попытался привести ей пример голландской девочки Анны Франк. Помните, как эта еврейская семья два года пряталась в Голландии от того, чтобы быть направленной в концлагерь. Они не дотерпели совсем недолго… Я говорю: „Два года семья жила, не видя белого света. У тебя есть все — компьютер есть, телефон есть, ты можешь общаться по социальным сетям, есть возможности скачивать дистанционно уроки, учись, готовься к ЕГЭ…“. Понятно, что подростки, понятно, что тяжело. Но надо терпеть, другого варианта нет».
Про тестирование на COVID-19
Денис Лякишев предположил, что если бы эпидемия коронавируса случилась более 30 лет назад, тогда бы все осложнения списали на сезонный грипп, потому что ПЦР-диагностики еще не было. Он заявил, что анализы на COVID-19 достаточно дорогие и делают их не лаборанты, а врачи с большим опытом работы. Точность диагностики практически стопроцентная, но положительные пробы на всякий случай перепроверяют.
«Выявление — исключительно сложная процедура. Когда эта эпидемия началась, анализы проводились только в одном месте [во Владимирской области], в лаборатории Роспотребнадзора. И мощность была крайне невелика, всего 50 анализов в день. Поэтому и были огромные очереди, и неделями люди не могли получить результаты, естественно, это вызывало и напряжение, и массу проблем. Сейчас эти проблемы решены».
Чиновник рассказал, что анализы на коронавирус в регионе-33 проводят в семи лабораториях, максимальная мощность — порядка 1300 анализов в день. Однако по факту делается 600 – 700 анализов в сутки — больше пока не требуется.
Денис Лякишев подчеркнул, что во Владимирской области исследование на COVID-19 должны проходить все лица с признаками гриппа и ОРВИ, независимо от того, были ли они недавно за границей и имели ли контакты с зараженными.
«Этот вопрос находится на жесточайшем контроле. К сожалению, не всеми главными врачами районных больниц этот вопрос в нужной мере контролируется. Мы получаем информацию от самих заболевших о том, что при наличии признаков ОРВИ у них эти пробы не отбирались. По каждому этому случаю будет проводиться проверка. В том числе — проверка на соответствие служебной должности и врача, и его непосредственного руководителя…»
Про уровень заболеваемости
Невысокий уровень заболеваемости во Владимире (по данным на утро 21 апреля — 29 человек) директор департамента региональной политики считает «приятным сюрпризом». Он добавил, что количество заболевших на 100 тысяч жителей во Владимирской области в полтора раза меньше, чем в среднем по России. Хотя по соседству — в Москве и Нижегородской области — ситуация сложная. А ведь именно туда многих жители региона ездят работать вахтовым методом.
«И то, что уровень заболеваемости у нас существенно ниже, чем в этих двух регионах, во многом следствие все-таки ответственного отношения владимирцев к исполнению режима самоизоляции, за что им огромное спасибо…», — подытожил Лякишев.
Чиновник отвечал на вопросы примерно полтора часа, после чего отправился на совещание с главами органов местного самоуправления. Он не преминул упомянуть, что борьба с коронавирусом ведется «единой командой во главе с губернатором Владимирской области», а все ранее существовавшие противоречия ушли на второй план.
P.S. Во время прямой линии Денису Лякишеву по просьбе ПроВладимира задали вопрос о ситуации в Красном кресте, где у пациента и врачей подтвердилась коронавирусная инфекция. Однако после долгих рассуждений о том, что вся информация оперативно публикуется на официальных ресурсах, областной чиновник заявил, что указанный факт не соответствует действительности. Что странно, учитывая наличие к этому моменту пресс-релиза обладминистрации на почте редакции и сообщений местных СМИ на его основе.