Жизнь

Не быть Венецией: как во Владимире решается проблема с ливневками

Адреса, где во время сильных дождей происходят подтопления, известны и жителям, и чиновникам

Ливневая канализация — важная система, предназначенная для отвода дождевых и талых вод. От нее зависит, смогут ли жители города спокойно ходить по улицам во время и после очередного ливня или им придется перескакивать лужи, мечтая о резиновых сапогах.

Согласно данным Ассоциации производителей трубопроводных систем, в 960 российских городах из 1092 регулярно отмечаются подтопления из-за изношенности коммуникаций, а также отсутствия или неэффективной эксплуатация ливневок. Проблема актуальна не только для маленьких городов, но и для Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани и Хабаровска.

В ассоциации считают, что справиться с проблемой помогло бы, в том числе, введение жесткого верхнеуровневого законодательства. В таком случае за субъектами закрепляют ответственность за проектирование, строительство и эксплуатацию ливневой канализации — накопительных резервуаров, сбора и отвода незагрязненных поверхностных и подземных вод.

«Ливневая канализации — хороший способ следовать принципу ответственного водопользования. Необходимо только выпавшую в виде осадков воду правильно собрать и пустить в оборот водопользования. И тогда каждый дождливый день будет приносить пользу, а не убытки и головную боль работникам коммунального хозяйства», — пояснили в ассоциации.

Не быть Венецией: как во Владимире решается проблема с ливневками

В 2020 году за ливневками закрепился статус централизованной канализации наравне с хозяйственно бытовой. Это следует из приказа Минстроя РФ от 14 января. Теперь муниципалитеты обязаны проводить инвентаризацию, вносить ливневую канализацию в муниципальные, а затем и в региональные схемы централизованного водоотведения.

Раньше в России устройство ливневок было обязательным только при строительстве дорог за пределами населенных пунктов. В городах же все было отдано на откуп желаниям заказчиков, которые, судя по всему, особым энтузиазмом не горели.

Во Владимире тоже есть свои «болевые точки», которые из раза в раз затапливает после сильного дождя. К некоторым проблемным местам направляют машины для откачки воды, но в других частях города люди вынуждены мочить ноги или искать пути обхода.

За содержание муниципальной системы ливневой канализации в областной столице ответственно МУП «Владимирводоканал». Исключение — трубопроводы, расположенные на земельных участках многоквартирных домов, предприятий, учреждений, а также в зоне ответственности управляющих организаций. По просьбе нашей редакции «Владимирводоканал» предоставил список адресов, где происходят самые значительные подтопления. Также мы обратились к нашим читателям с просьбой рассказать, где ливневки отсутствуют или плохо работают. Все проблемные точки указаны на карте ниже.

ПроВладимир попросил поделиться некоторых жителей своими историями:

«Я живу с конца 2017 года на улице Крайнова, каждую весну и каждый дождь это есть [подтопление]. Там, где улица спускается от проспекта Ленина вниз. Потоки воды достигают глубины 10 см. Ливневок в принципе нет. И примерно такая же история на пешеходном переходе на светофоре на проспекте Ленина от „1001 мелочи“. Пока не жаловалась никуда. Да и не могу, если честно, из-за работы», — отозвалась горожанка Анна.

«[Подтапливает] улицу Чапаева в районе „Жемчужины“ и „Эльдорадо“. На пешеходном переходе всегда после дождя море. Приезжает откачивать бочка. [Рабочие] приезжают сами, знают об этом месте. Жители соседних домов сначала жаловались, когда заливало двор, потом был ремонт дороги, установка ливневки, высокого бордюра, двух лежачих полицейских. То есть теперь заливает только саму дорогу, а не все вокруг. С мужем там регулярно ездим, после дождя стабильно по середину колеса и выше стоит вода. Спасают участок только тем, что вручную откачивают воду», — рассказала Екатерина Жукова.

«Белоконскую, 16 постоянно в ливень заливает. Асфальт из-за этого во дворе весь подмытый-размытый. Максимум, что смогли сделать, это положить холмик на въезде во двор с Белоконской, но и он не сильно помогает, зато въезжать и выезжать стало труднее, особенно легковым машинам», — написал в Facebook Роман Рачков.

Во «Владимирводоканале» утверждают, что город на 85% обеспечен технически исправной системой ливневой канализации (за исключением присоединенных территорий). Почти 35% дворов и улиц имеют естественный уклон на местности и, по оценкам специалистов, не нуждаются в закрытой системе ливневок. И лишь 5% застроенной территории требуют инженерных решений по отведению вод.

В мэрии признают, что нынешнего объема системы городской ливневой канализации недостаточно. Проектирование велось в 70 – 80 годы прошлого века, когда никто не мог предположить современной скорости застройки.

В 2014 – 2016 годы в городе реализовывалась целевая программа «Содержание, текущий и капитальный ремонт систем ливневой канализации муниципального образования город Владимир». В пункте «Характеристика проблемы» указанной программы сообщалось, что износ ливневок составлял 75%. На то, чтобы полностью обследовать сети, отремонтировать их на 47% и сократить количество жалоб на подтопления было направлено более 38 миллионов рублей.

Сейчас, как поясняют во «Владимирводоканале», деньги на содержание системы ливневой канализации города выделяются в форме субсидий из городского бюджета на каждый новый финансовый год. Однако все расходы эти средства не покрывают:

«Сумма субсидии определяется депутатами Совета народных депутатов города Владимира и не является постоянной и достаточной для оборудования (либо ремонта) систем ливневой канализации во всех без исключения дворовых территориях. Однако МУП „Владимирводоканал“ старается удовлетворять соответствующие заявки в порядке очередности и приоритетов развития территорий, что, как вы понимаете, влияет на увеличение затрат по содержанию систем за счет оборотных средств муниципального предприятия».

Во «Владимирводоканале» подчеркивают, что принимают заявления от граждан на ремонт и обслуживание систем ливневки и в нормативные сроки устраняет недочеты на сетях, состоящих на балансе предприятия. Если на том или ином участке отсутствует система ливневой канализации, водоканал обращается в городское управление ЖКХ с вариантами решения проблем и согласования проектов.

Если же говорить о строительстве новой системы ливневок, то оно осуществляется администрацией города Владимира в рамках профильных инвестиционных программ и строительства крупных дорожных объектов. В качестве примера в мэрии привели Лыбедскую магистраль и новую развязку на улицах Сперанского — Чапаева (в районе дома по улице Василисина, 8).

Год назад блогер Илья Варламов, озаботившись темой ливневок, изучил зарубежный опыт. Он выяснил, что в Филадельфии, например, с 2006 года при возведении новых строительных объектов площадью более 1,5 тысяч квадратных метров обязательно обустраивают зеленые зоны — для поглощения осадков. Таким образом нагрузка на ливневую канализацию снижается.

А в Швеции и Франции с той же целью используют «дождевые сады» или «ливневые горшки». Первые расположены на уровне тротуара, вторые — ниже его уровня, но задача у них одна: через специальные отводы и каналы собирать воду на участке, одновременно подпитывая растущие там деревья, кустарники и прочую зелень.

Если власти Владимира решатся когда-нибудь использовать подобные варианты (на самом деле, их даже больше), то, конечно, часть плитки и асфальта с тротуаров придется снять. Зато на этих участках с открытой землей можно будет посадить деревья. Таким образом чиновники решат разом две проблемы — и нагрузку на ливневую канализацию снимут, и ситуацию с озеленением поправят.

Возможно, городским властям стоит всерьез присмотреться к альтернативным вариантам отвода воды с городских улиц и тротуаров. Разумеется, произведя необходимые расчеты, а также взвесив все за и против. Пока же владимирцам остается благодарить осень за сухую погоду и надеяться, что в этом сезоне и дальше обойдется без дождевых рек на улицах.

Back to top button