Владимирские депутаты сняли 917 миллионов рублей с содержания областных дорог и отдали их муниципалитетам
Губернатор заявил о возможном срыве нацпроекта «Безопасные и качественные дороги»
Прошедшее 15 декабря заседание Заксобрания получилось достаточно эмоциональным. Две ветви власти спорили по ключевым вопросам. Народные избранники преодолели вето губернатора на поправки к закону «О приватизации». Еще один спорный вопрос касался выделения дополнительных средств муниципалитетам на дороги. 917 миллионов рублей депутаты решили снять с содержания и ремонта региональных дорог и отдать эти деньги на те же цели в города и поселения, нуждающиеся в ремонте дорог.
В администрации области были крайне недовольны таким решением. Губернатор даже выступил на заседании областного парламента, где предупредил депутатов, что они его поставили перед сложным выбором. Если поправка в бюджет будет принята, то сорвется выполнение нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», а если глава региона не подпишет главный финансовый документ, то может пострадать вся область.
«С одной стороны не выполнить социальные обязательства перед жителями, не выплатив зарплату врачам, педагогам, не перечислив все меры социальных пособий. С другой стороны, если данный документ мной будет подписан, то мы сорвем выполнение национального проекта «Безопасные и качественные дороги», – заявил Сипягин.
Глава региона пытался объяснить, что лишних денег у области нет, а дополнительные кредиты региону для выполнения нацпроекта не дадут. Если его реализация сорвется, то ответственными будут депутаты, им и придется отвечать перед президентом и правительством, выразил свою точку зрения глава региона.
Также Сипягин заявил, что распределением денег может заниматься только исполнительная власть. В принятых депутатами поправках нет даже методики расчета, сколько и кому выделять денег на ремонт и содержание дорог.
«У нас уже есть печальный опыт, когда депутатское большинство Заксобрания основной объем средств отдало городу Владимиру, а другие муниципальные образования ремонтировали дороги только благодаря тому, что областная администрация выделяла им дополнительную помощь. Знаете, сколько глав и жителей жаловались мне несправедливость в распределении средств на муниципальные дороги в этом году?»
Поддержал губернатора и главный финансист области Вячеслав Кузин. Вице-губернатор напомнил, что в сентябре и октябре, во время верстки бюджета, этот вопрос не поднимался, но когда все цифры уже были озвучены и одобрены, депутаты решили внести изменения. Он заявил, что сначала надо было разработать методику распределения денег, а потом уже вносить изменения в бюджет.
«Мы рассматриваем не распределение, а закон. Это не мешок с деньгами, который сначала раскидали, а потом будем искать закон, по которому, мы их раскидывали. Все расходные обязательства вытекают из закона. В данном случае, такой методики не существует. Также нет расчетов и обоснований. И самое главное – сегодня требование не только распределить деньги, но и получить конкретный результат».
Вице-губернатор напомнил, что Муром в свое время благодаря областным деньгам получил объезд города. Сейчас Александров и Киржач просят сделать аналогичные дороги. Но эти города могут не получить объезды, поскольку денег на них не хватит.
Оппоненты областной администрации считают, что исполнительная власть сгущает краски. Отсутствие методики по распределению денег не является поводом менять решение. Национальные проекты тоже пострадать не должны, поскольку запланированные на эти цели деньги никто не трогал. Да и в целом, денег на все должно хватить, если найти дополнительные источники и экономить на работах.
Специально приглашенный на заседание глава Ассоциации «Совет муниципальных образований Владимирской области» глава округа Муром Евгений Рычков считает, что работы на областных дорогах обходятся недешево и что стоит поумерить аппетиты подрядчиков.
«Вот сколько у нас должна стоить остановка на сельской дороге? 100 – 150 тысяч рублей. Получается не совсем так. 68 остановок сделали за 52,7 миллиона рублей. Точная стоимость одной остановки выходит около 778 тысяч рублей. Можно квартиру купить за такие деньги. Остановки ведь они без отопления, без окон, дверей, воды кальцинированной. Дорожный знак. Вот его заводская цена 800 рублей, а департамент закладывает на материалы 791 тысячу рублей. Замечу, что в этом году 4 миллиона стоит километр [строительства дороги] в следующем – 6,2 миллиона. Рост 50%. В связи с чем? Возьмем ограждения. Погонный метр стоит 1400 рублей, закладывается 3600 рублей. И так, во всем».
Один из депутатов также сообщил, что по дороге ездят грейдеры с поднятыми ковшами и вместо уборки снега наматывают километры, чтобы отчитаться о выполненных работах.
Вице-губернатор Вячеслав Кузин эмоционально ответил депутату, что тому стоило выйти на место и узнать, почему так происходит.
«Депутат проехал и видит, что машина идет с поднятыми ножами и деньги народные [тратятся]. Ну остановись и скажи – что вы делаете? Я вот депутат, вот корочки есть. А не дожидаться ЗС, чтобы здесь сказать, что там на муромской дороге какие-то чудеса творятся. Вот это меня всегда раздражает. Я мимо не прохожу», – заявил Кузин.
Полемика между депутатами и губернатором иногда выходила за рамки конструктивного диалога. О нападках своих коллег на главу региона заявил его однопартиец из фракции ЛДПР Вячеслав Александров. Он посчитал, что депутаты перебивают губернатора и разговаривают с ним «отвратительно».
Предложение администрации области отложить вопрос о выделении дополнительных субсидий на ремонт дорог в муниципалитетах и вернуться к нему при внесении поправок в бюджет, но уже с подготовленной методикой для расчета, не нашел понимания у большинства депутатов. Парламентарии приняли бюджет в окончательном виде. Но дополнительно внесли в постановление пункт о создании рабочей группы, которая определит, как распределять деньги между муниципалитетами.