Бизнес

Пассажирские перевозки во Владимирской области хотят отдать концессионеру

Белый дом признает, что денег на улучшение работы автобусов в регионе нет

В Белом доме обсудили варианты развития пассажирских перевозок в регионе. На данном этапе отрасль переживает тяжелые времена. Из-за коронавируса частные перевозчики терпят убытки и уходят с рынка. Заполнить пустующие маршруты сложно.

Поэтому областные власти решили определить стратегические приоритеты в развитии пассажирских перевозок. Вел рабочую встречу заместитель губернатора Аркадий Боцан-Харченко, который к транспорту имеет отношения только как куратор областного имущественного комплекса, то есть в данном случае в зоне его ответственности находятся здания автовокзалов и автостанций. Другой заместитель Сипягина – Роман Годунин – в чьей сфере служебных интересов находятся пассажирские перевозки, отсутствовал.

Боцан-Харченко общаться пришлось с представителями администраций районов и городов. Например, от мэрии Владимира присутствовал начальник управления транспорта Юрий Иванов. Вряд ли он готов был рассуждать о стратегии развития пассажирских перевозок в области и давать рекомендации. Скорее, это привилегия глав, которые и принимают решения в муниципалитетах.

Пассажирские перевозки во Владимирской области хотят отдать концессионеру
Аркадий Боцан-Харченко

Заместитель Сипягина заявил, что ситуация с пассажирскими перевозками неважная, большинство маршрутов – убыточные, автобусный парк – старый, а кадровый состав не соответствует современным требованиям. Такая картина как в коммерческих предприятиях, так и в муниципальных. Боцан-Харченко сообщил, что не верит в возможности муниципалитетов исправить ситуацию, а у обладминистрации денег на помощь нет. 

В марте чиновник предложил госкорпорации ВЭБ.РФ включить регион-33 в программу по обновлению системы пассажирских перевозок с привлечением финансирования в качестве государственно-частного партнерства. В прошлом месяце госкорпорация представила анализ ситуации в области и предложила три варианта развития:

  • передача в концессионное соглашение всех автовокзальных комплексов, то есть, то, что входит в состав МУПов, и передача их концессионеру. Также концессионеру передается функции по обеспечению междугородних перевозок;
  • передача в концессию наиболее коммерчески привлекательных автовокзальных комплексов, а все остальное оставить в рамках государственно-унитарного предприятия;
  • передача в концессию всех автовокзальных комплексов, находящихся сейчас в ГУП, с функциями по организации контроля движения автобусов, проведения медосмотров и распоряжения имуществом.
Пассажирские перевозки во Владимирской области хотят отдать концессионеру
Владимирский автовокзал

В департаменте транспорта посчитали, что только третий вариант наиболее приемлем, но сначала необходимо понять финансовую модель, которую предложит госкорпорация, сообщил заместитель директора департамента транспорта и дорожного хозяйства Николай Теняков. Куратор пассажирских перевозок хотел бы узнать, за счет чего концессионер может сделать убыточные предприятия прибыльными.

«Кто-то должен платить? Пассажир – он не в состоянии платить такие деньги. Перевозчик – не будет. Получается бюджет должен возмещать деньги», – предположил Теняков.

Пассажирские перевозки во Владимирской области хотят отдать концессионеру
Николай Теняков

На данный момент из 48 маршрутов, за которые отвечает регион, только 13 маршрутов работают по регулируемому тарифу и девять из них дотируются. В год сумма составляет девять миллионов рублей и это минимум.

Представители муниципалитетов в большинстве тоже не понимают, за счет чего концессионер кардинально изменит ситуацию.

В Муроме изучили опыт Твери, где уже появился один частный оператор, эта схема работы администрацию не впечатлила. Тариф там вырос с 21 рубля до 29 рублей. Областным властям приходится субсидировать перевозки в год на один миллиард рублей. В Твери также были возмущения среди мелких перевозчиков на маршрутках, которых «отодвинули на обочину», практически убрав малый бизнес из этой сферы, сообщил начальник управления экономического развития администрации округа Муром Евгений Воронов. 

«Выгоду получила одна компания, больше никто. Население получило рост тарифа. Бюджет получил дополнительные расходы и нам поэтому надо искать некую другую модель, которая исключит негативные стороны».

Пассажирские перевозки во Владимирской области хотят отдать концессионеру
Евгений Воронов

Представитель гороховецкой администрации также считает, что концессия – не панацея. В крупных городах перевозчикам еще можно зарабатывать, но это опять приведет к увеличению тарифа. В маленьких городах мечтать о прибыли не стоит.

«По малым городам мы должны четко понимать, что перевозка пассажиров – социально значимая деятельность. А мы сегодня с вами пытаемся говорить о какой-то экономической модели, как вытащить наши АТП из той ямы, в которую они попали. Но все говорят, что та или иная модель приводит к повышению тарифов. Сегодня без дотаций бюджета не обойдемся и это нужно констатировать. С другой стороны, мы должны взвешено посмотреть, а что мы должны возмещать или за что мы дотируем из бюджета».

В конце совещания районные чиновники, отвечающие за пассажирские перевозки, дали добро на сотрудничество с ВЭБ.РФ, но предложили поискать варианты, учитывающие интересы муниципалитетов.

Back to top button