Жизнь

Что внедряет владимирский облздрав и почему «все упало» в электронной регистратуре?

По словам Константина Баранова, что-то хорошее, мощное и что скоро заработает

В конце декабря 2021 года департамент здравоохранения Владимирской области сообщил о том, что записаться к врачу через Госуслуги временно невозможно. В качестве альтернативы пациентам предлагалось воспользоваться порталом регистратура33.рф с дальнейшей переадресацией на адрес lk.miac33.ru. На этом ресурсе указано, что он разработан и обслуживается компанией «Софтраст» из Белгорода. Регистратура работает в режиме «подстраховки», и, судя по сайту госзакупок, она не заключала контрактов ни с одной инстанцией обладминистрации.

После новогодних праздников Белый дом вновь попросил владимирцев подождать, а врио вице-губернатора по социальной политике Константин Баранов прокомментировал произошедшую задержку. Оказалось, во всем виновата внедряемая система электронного сопровождения. Ответственность за произошедшее Баранов переложил на Минздрав, якобы именно они затеяли всю эту цифровизацию:

«Сейчас введен первый этап. Временно госпортал был закрыт. Мы вышли с предложением на федеральное министерство, консультации были буквально несколько дней назад, там уже пройдено определенное количество этапов. Я думаю, в ближайшее время граждане смогут воспользоваться порталом Госуслуг. Могу точно сказать — это ближайшее время. Сейчас мы сделали горячую линию, 122 — если что-то экстренное, можно записаться. Но в ближайшее время портал заработает.

Мы внедряем новую систему. Это не мы решили, это федеральная система, которая будет единая для всех областей. Она мощная, очень хорошая, и она заработает. Но нам нужен какой-то период для того, чтобы ее наладить. Всегда, чтобы ввести что-то новое, нужно пройти какой-то период дискомфорта. Поэтому я прошу прощения у граждан. Немножко потерпите».

Что внедряет владимирский облздрав и почему «все упало» в электронной регистратуре?
Константин Баранов. Фото – пресс-служба АВО

Утром 14 января запись к врачу через Госуслуги для граждан заработала. По информации ПроВладимира, медицинские организации, которые должны обновлять расписание в электронной регистратуре, столкнулись с проблемами на стороне сервера. В списке же организаций, куда пациенты могут записаться на прием, оказались городские морги.

Кто внедряет электронную систему здравоохранения

Во Владимирской области сегмент цифровой платформы с октября 2020 года разрабатывает «Ростелеком» по контракту за 176 миллионов рублей. Заказчиком выступает подразделение облздрава МИАЦ («Медицинский информационно-аналитический центр»). Контракт с «Ростелекомом» был подписан, когда МИАЦ руководил Иван Сметанин, уголовное дело в отношении которого рассматривает сейчас Октябрьский районный суд города Владимира. Первоначально Сметанина обвиняли в закупке серверов для региональной цифровой платформы за 120 миллионов рублей при их реальной стоимости в 40 миллионов. Позже Следственный комитет «забыл» про это обвинение без объяснения причин.

Проблемы с ростелекомовским контрактом возникли задолго до провала с электронной регистратурой. По документам, исполнение договора должно проходить в три этапа. Причем если бы реализация контракта шла по графику, то проблем с регистратурой не должно было быть еще с конца 2020 года:

  • I этап: с момента заключения контракта по 15.12.2020 года – подготовительные мероприятия, пусконаладочные работы, обучение, опытная эксплуатация, приемо-сдаточные работы;
  • II этап: с момента окончания 1‑го этапа по 15.12.2021 года – развитие Регионального сегмента Единой государственной системы здравоохранения Владимирской области;
  • III этап: с момента окончания 2‑го этапа по 15.02.2022 года – развитие Системы.

13 января 2022 года Константин Баранов заявил «сейчас введен первый этап». Эта фраза позволяет составить некоторое представление о том, с каким отставанием идут работы по договору, срок окончания которого определен на 15 февраля 2022-го.

Электронная выдача лекарств

В конце февраля 2021 года в связи с лекарственным кризисом региональный «Ростелеком» за нерасторопность на заседании владимирского Заксобрания раскритиковала Елена Утемова, занимавшая тогда пост главы департамента здравоохранения. Чиновница отметила, что компания не выполнила условия контракта с МИАЦ на поставку программного обеспечения, позволяющего отслеживать потребности и наличие лекарств в аптеках. «Ростелеком» не успел поставить программный продукт «ни к 1 января, ни к 1 февраля, ни к 1 марта», заявила Елена Утемова.

Поясним, что речь шла о том самом контракте, который компания за 176 миллионов исполняет с октября 2020 года. И том самом, в рамках осуществления которого в новогодние праздники «легла» запись к врачу. И том самом, график которого опубликован двумя абзацами выше.

Что внедряет владимирский облздрав и почему «все упало» в электронной регистратуре?
Елена Утемова. Фото – АВО

В «Ростелекоме», в региональном руководстве которого находится единоросс, депутат областного парламента Павел Шатохин, поспешили оправдаться, разослав журналистам официальный ответ, где сообщалось буквально следующее:

«В процессе приемки работ ГБУЗ ВО «МИАЦ» заявляет требования к Системе, не обозначенные в техническом задании на основании субъективного представления о работе Системы. Требования рассмотрены и могут быть реализованы в рабочем порядке в дальнейшем при промышленной эксплуатации Системы».

Что внедряет владимирский облздрав и почему «все упало» в электронной регистратуре?
Павел Шатохин

Без конкретизации, что это за «субъективные представления», судить о происходившем сложно. Можно предположить, что заинтересованные лица могли продвигать свой программный продукт стороннего разработчика, или, к примеру, выстраивать свою инфраструктуру хранения данных. Во время рассмотрения дела Ивана Сметанина среди показаний свидетелей прозвучала информация о внезапной закупке серверов руководителем, не согласованная с техническими специалистами.

Вплоть до поздней осени облздрав не мог решить проблему льготного лекарственного обеспечения, занимаясь ей «в ручном режиме».

Электронный документооборот

Второй крупный сбой в цифровом контуре регионального здравоохранения произошел 18 октября 2021 года. В течение двух недель, до 30 октября, была невозможна выгрузка данных из региональной информационной системы в федеральную, а также невозможно получение электронных документов. Медицинским организациям предлагалось выбрать способ ведения документации и соответствующий программный продукт по своему усмотрению.

В ответе на запрос ПроВладимира и.о. главы облздрава Артем Осипов сообщил, что во время работы по контракту с «Ростелекомом» (тому самому, на которой жаловалась Елена Утемова), в МИАЦ выявили ненадлежащее и несвоевременное исполнение его условий. Также в департаменте уточнили, что период опытной эксплуатации начался 17 декабря 2020 года и продолжается по настоящее время (ответ был получен в середине декабря 2021-го). Заметим, что в самом контракте период опытной эксплуатации относился к первому этапу и должен был завершиться 15 декабря. К этому времени в реальности он еще даже не начался.

Облздрав рассказал, что с целью внедрения цифровых технологий реализован региональный сегмент централизованного сбора хранения и обработки данных (ЦОД ведомства). Владельцем серверного оборудования является МИАЦ. «Оборудование центра обработки данных соответствует требованиям нормативных правовых актов», − сообщили редакции в департаменте здравоохранения.

В облздраве уточнили, что региональный программный комплекс организован по системе SaaS, то есть заказчик (МИАЦ) пользуется чужими серверными мощностями. Каким образом одно обстоятельство сочетается с другим, в департаменте здравоохранения, к сожалению, не пояснили. А жаль, было бы интересно узнать, на каких вычислительных задачах греют атмосферу закупленные за 120 миллионов рублей сервера по контракту бывшего руководителя МИАЦ.

Во время октябрьского сбоя в руководстве облздрава задумались над тем, чтобы разорвать контракт с «Ростелекомом», подали иск к компании в арбитражный суд, но затем резко поменяли свои планы. Сейчас дело оставлено без движения, а «Ростелеком» даже вошел в состав рабочей группы департамента по внедрению региональной цифровой платформы. До начала 2022 года областные власти не сообщали публично ни о нарастающих проблемах, ни о формировании рабочей группы с участием депутатов Заксобрания.

Собеседники ПроВладимира, знакомые с ситуацией изнутри, высказывают предположение, что большая часть существующих проблем не связана с работой команды из «Ростелекома» и подтверждают ранний комментарий компании о том, что специалисты стараются качественно выполнять условия контракта.

Электронная регистратура

Информатизация здравоохранения − одно из направлений Минздрава. Ведомство спускает задачи и сроки в регионы, а те справляются с разной степенью успешности. В июне 2021 года в ведомственном докладе министерства здравоохранения Владимирская область оказалась на четвертом месте с конца по уровню «цифровой зрелости» медицины.

Согласно докладу, в 27,7% случаях данные о региональных медучреждениях не представлены либо представлены неверно в федеральном реестре медицинских организаций. Наш регион оказался в двадцатке тех, кто не смог к маю запустить Единый региональный диспетчерский центр скорой помощи, среди 11 регионов, где не налажена система управления потоками пациентов, и среди 12 субъектов, где не удалось внедрить систему управления льготным лекарственным обеспечением. По информации ПроВладимира, в конце ноября федеральный центр вновь отметил Владимирскую область в числе отстающих. Правда, часть проблем облздраву все-таки решить удалось.

Что внедряет владимирский облздрав и почему «все упало» в электронной регистратуре?
Фото – пресс-служба облздрава

Когда вице-губернатор Константин Баранов на брифинге 13 января произнес: «Это не мы решили, это федеральная система, которая будет единая для всех областей. Она мощная, очень хорошая, и она заработает. Но нам нужен какой-то период для того, чтобы ее наладить», то, по всей видимости, он смешал две вещи: федеральное требование наладить цифровую платформу и саму систему, заказчиком которой является наш владимирский МИАЦ. Эта система не относится к федеральной платформе, которая может быть сколько угодно мощной, хорошей и работающей. Но пока региональный сегмент не будет готов, ни один из жителей Владимирской области ее мощь оценить не сможет.

В условиях, когда по какой-то причине к концу 2021 года запустить региональную регистратуру не удалось, облздрав обратился к белгородской компании «Софтраст». Белгород, в отличие от Владимира, передовик медицинской цифровизации. Временное решение работает параллельно с настраиваемым основным, и вряд ли чиновники могли бы придумать что-то лучше, не оставив жителей без гарантированной государственной услуги записи к врачу вовсе.

Однако здесь возникает вопрос, из каких источников региональное здравоохранение собирается оплачивать услуги «Софтраста» и каким образом заказчик работ собирается объяснять проверяющим органам двойное расходование государственных средств на одни и те же цели?

Ранее ПроВладимир обращал внимание на публикуемые компанией «МИАЦ» вакансии. К примеру, на должность аналитика ищут нескольких специалистов с окладом от 25 до 30 тысяч рублей. Компания, которая тратит сотни миллионов рублей на закупку серверов и контракты с IT-компаниями, не может себе позволить нанимать работников на конкурентную рыночную зарплату.

Во главе МИАЦ сейчас находится Юлия Арсенина, долгое время работавшая заместителем директора департамента здравоохранения и, в соответствии со своим медицинским образованием, курировавшая вопросы, связанные с родовспоможением. В этом качестве, в частности, она выступала спикером от облздрава в скандальной ситуации гибели владимирской роженицы Анны Бобриковой. В ответе ПроВладимиру Артем Осипов уточнил, что Юлия Арсенина соответствует квалификационным требованиям трудового законодательства, чтобы работать руководителем фактически IT-сферы и руководить процессом цифровизации региональной медицины. 

В интервью «Владимирским ведомостям» и.о. главы облздрава особенно выделил Юлию Арсенину как члена своей команды.

«К нашей команде я отношу и руководителя Медицинского информационно-аналитического центра — Юлию Арсенину, которая много лет проработала в департаменте на позиции заместителя директора по детству и родовспоможению и которая в настоящее время проводит большую организационную работу по информатизации государственных медорганизаций.

В конце 2021 года МИАЦ завершил приёмочные испытания модернизированного регионального сегмента единой государственной системы в сфере здравоохранения. Теперь все подведомственные департаменту медорганизации должны перенастроить свои информационные системы, обеспечив электронную запись к врачу через единый портал государственных услуг, актуализировать базы данных и обеспечить слаженность взаимодействия с территориальным ФОМС в новых условиях. Кроме того, МИАЦ контролирует работу “горячей линии 122” — нашего основного канала обратной связи с жителями области», − заявил Артем Осипов.

Back to top button