Треть сельских жителей во Владимирской области ждет скорую дольше нормы
5% селян в лучшем случае увидят скорую спустя час после вызова
С 2016 года в России действует норматив для прибытия скорой помощи, определенный в 20 минут. Эта цифра опирается на «правило золотого часа», когда в значительной части случаев можно спасти жизнь пациенту с инфарктом или инсультом. Норматив одинаков как для города, так и для сельской местности.
Журналисты дата-отдела «Новой газеты» подсчитали, что в России 18 миллионов жителей рискуют в экстренном случае не дождаться скорой. Наш регион не является рекордсменом среди российских субъектов, но все равно далек от выполнения определенного властями и врачебной практикой норматива.
В «Новой газете» использовали информацию Росстата о числе жителей в населенных пунктах России, обогащенную данным региональных ведомств здравоохранения. Эту карту исследователи сопоставили с данными о медорганизациях Фонда ОМС. С помощью сервиса «Яндекс.Карты» для каждого населенного пункта высчитали, сколько времени понадобится автомобилю, чтобы доехать из ближайшего населенного пункта с медорганизацией в деревню или село, где такой организации нет. Из выборки журналисты исключили города, оставив данные только для сельской местности. «Новая газета» предоставила полученные данные ПроВладимиру.
Как оказалось, в 34,7% случаев скорая помощь физически не сможет доехать от станции до больного в селе или деревне. В населенных пунктах Владимирской области за чертой 20-минутного норматива проживают 208 022 человека. В 5% случаев, то есть для 17 224 человек, скорую придется ждать минимум час. В 6389 случаях − минимум полтора.
Мы нанесли сельские населенные пункты Владимирской области на карту, отметив размером точки число жителей, а цветом − доступность медпомощи. Красный и оранжевый цвета говорят о том, что 20-минутный норматив здесь не выполняется. Сервис с данными о доступности всех медорганизаций есть и у Минздрава.
Наименее благополучным по доступности скорой помощи можно назвать большую территорию на границе Судогодского, Гусь-Хрустального и Муромского районов. Среди больших населенных пунктов долгое время ожидания скорой наблюдается в поселке Головино Судогодского района, а также селах Андреевское и Небылое Юрьев-Польского района.
Судя по сайту администрации поселка Головино, в нем должна находиться амбулатория Судогодской ЦРБ. ПроВладимиру не удалось дозвониться до этого медучреждения, чтобы узнать, есть ли в поселке альтернативы 40-минутному ожиданию неотложки?
Отчеты о доступности скорой помощи публикует облздрав (данные собирает МИАЦ). Результаты опроса жителей региона доступны на сайте Росстата. По данным самих медорганизаций, 20-минутный норматив во Владимирской области в 2020 году выдерживали в 69,7% случаев, более часа скорую ждали в 7,9% случаев. Результаты опроса жителей дали несколько иные цифры: в среднем вызова скорой владимирцы ждут 36,6 минут. В 53% случаев она приезжает вовремя, в 35% – ее ждут от 20 до 40 минут, в 8,3% − более часа.
Авторы статьи в «Новой газете» приходят к выводу, что существенное ухудшение качества медицинского обслуживания стало результатом проведенной в стране оптимизации здравоохранения. В результате с 2005-го по 2018 год количество больниц в российских селах сократилось на 73%. Власти заявляли, что такое сокращение компенсируется лучшей маршрутизацией пациентов в крупные больницы, где им будут оказывать более качественную медицинскую помощь. Это оказалось неправдой. С 2004 года численность пациентов, которым помощь была оказана при выезде на дому или амбулаторно, сократилась на 13%. С 2005 по 2019 года более чем на 10% сократился коечный фонд, а число приемов в поликлинике и на дому в России снизилось на четверть.
В 2017 году численность врачей на 100 тысяч жителей во Владимирской области упала до 34,08 человека. По этому показателю регион оказался на третьем месте с конца в России, обогнав лишь Чечню и Курганскую область. С 2017-го число специалистов высшего звена в регионе удалось немного увеличить – с 4736 до 4896 человек на начало 2020 года. Сейчас на 100 тысяч жителей приходится 36,5 врача. Иными словами, один специалист высшего звена приходится 274 жителя региона. В облздраве считают, что региону не хватает порядка 150 врачей.
Вплоть до начала пандемии в регионе сокращался коечный фонд. 2020 год Владимирская область встретила с 11,3 тысячи коек. На пике пандемии в 2021‑м для коронавирусных больных развернули более двух тысяч мест. Значительная часть из них появилась за счет сокращения коек для пациентов с другими профилями заболевания. Это не могло не повлиять на доступность медицинской помощи, и в результате внесло свой вклад в огромную избыточную смертность во Владимирской области. Апогея проблема госпитализации больных достигла летом и осенью 2021 года, когда несколько раз врачи привозили больного к зданию администрации области, отчаявшись найти для него свободную койку.
Сокращение числа станций скорой помощи продолжилось уже и тогда, когда стал очевиден провал оптимизации. В 2019 году, несмотря на протесты местных жителей, закрылась станция скорой помощи в Оргтруде. Сейчас за 20-минутным порогом находятся близкие к Владимиру населенные пункты Сокол, Ославское и Добрынское.
В министерском документе сказано, что 20-минутный норматив может быть увеличен для территорий с учетом их труднодоступности. Можно предполагать, что подобное пояснение изначально было сделано для действительно труднодоступных пунктов на севере Сибири, типа исследовательских баз. Региональные же власти восприняли этот пункт, как возможность не стремиться к выполнению 20-минутного норматива.
В июне 2020 года губернатор Владимирской области Владимир Сипягин изменил региональный закон о госгарантиях медпомощи, увеличив допустимое время прибытия скорой в экстренных случаях в разы, исходя из удаленности того или иного населенного пункта от станции или подстанции скорой:
- от 20 до 40 километров – до 40 минут;
- от 40 до 60 километров – до 60 минут;
- от 60 километров – до 90 минут.
Живущие в отдаленной местности селяне теперь не только в реальной жизни, но даже по букве закона лишены права на спасение жизни при инсультах и инфарктах в течение часа после появления первых симптомов.