Власть

«Чтобы у людей не было необходимости разбираться». Александр Авдеев рассказал простым языком, зачем нужна муниципальная реформа

На словах муниципальные руководители горячо приветствуют потерю прописанной в Конституции политической самостоятельности

Врио главы региона Александр Авдеев 3 февраля посетил проходящее во Владимире собрание Союза городов Центра и Северо-Запада России, посвященное грядущей муниципальной реформе. Журналист одного из местных телеканалов попросила политика объяснить, зачем нужна муниципальная реформа аудитории, далекой от вопросов политики и не разбирающейся в том, чем чиновник одного уровня отличается от другого. По словам Александра Авдеева, реформа как раз и нужна для того, чтобы люди обращались к властям с проблемами, не задумываясь, в местном или региональном ведении находится решение конкретного вопроса.

«Есть многоуровневая система местного самоуправления. Есть уровень сельского поселения, к примеру. Самое маленькое сельское поселение – около тысячи человек, несколько деревень. Самое большое − 20 тысяч человек. Есть в других регионах поселения с численностью, как у нас города. Понятно, что полномочия, которые должны исполнять администрация, – проводить выборы, осуществлять военный призыв, сельхознадзор, благоустройство, привлечение инвестиций − они одинаковы. Но возможности бюджетные и кадровые разные у поселения в тысячу и в 40 тысяч человек.

Очевидно, что при том же статусе, полномочиях и ответственности исполнить [социальные обязательства] невозможно в небольших поселениях. Задача − убрать эту несправедливость и убрать излишние административные механизмы, которые тратят бюджетные деньги и дают проблемы при взаимоотношениях с жителями, которые вынуждены обращаться то в сельское поселение, то в район. Задача – обсудить оптимальную структуру, чтобы было соответствие административных, финансовых прав и возможностей, чтобы дать людям возможность быть всегда на связи с властью, не различая, какой это уровень полномочий. Вот в этом задача», − произнес губернатор.

В собрании участвовал глава Владимира Андрей Шохин. На своей последней пресс-конференции градоначальник отказался обсуждать свое обещание вернуть прямые выборы мэра, сославшись на то, что этот вопрос будут рассматривать на собрании Союза городов. Из сегодняшнего же обсуждения следует, что решение вопроса о прямых выборах все-таки будет зависеть от самих местных властей. Таким образом, у Андрея Шохина есть все шансы исполнить обещанное владимирцам, дождавшись вступления нового закона о местном самоуправлении в силу. Ожидается, что это произойдет уже в марте.

Выступая перед собравшимися, Андрей Шохин несколько раз признался в любви к городу, которым без участия в выборах руководит уже 10 лет. Глава Владимира отметил, что у него получается менять эту территорию к лучшему. Шохин приветствует грядущую реформу, которая обозначит зоны ответственности и напитает институции бюджетным финансированием для реализации полномочий.

«Чтобы у людей не было необходимости разбираться». Александр Авдеев рассказал простым языком, зачем нужна муниципальная реформа
Андрей Шохин

«Каждый раз смотрю на Владимир и каждый раз влюбляюсь в свой город. Знаете, все города разные, но всех нас объединяет одно − как мы любим нашу Родину. И мы стремимся сделать ее краше, лучше. И самое главное, что мы видим, что это у нас получается. Сегодня у нас на повестке дня очень важный вопрос, который действительно обсуждается во всей стране, во всех муниципалитетах и общественных организациях.

Действительно, вопрос назрел. Мы часто смотрим и не понимаем, почему эти полномочия здесь, а эти − здесь. Этот закон должен расставить каждому, кто и что должен сделать. И каждый должен напитаться определенной суммой средств для исполнения полномочий. Если город Владимир и многие города [присутствующих на форуме] − они самодостаточные, но многим территориям не хватает и денег, и специалистов. Для этого и создана эта группа, которая должна определить порядок и посмотреть, кого и чем нужно наделить.

Сейчас все больше и больше требований у людей. Зимой они требуют, чтобы снег был расчищен полностью до асфальта. И это правильно. Или, например, что с крыш должен убираться снег, должно не быть сосулек. А это все требует определенных средств. Поэтому я думаю, что диалог сегодня будет конструктивным, хорошим. Предложения дадим, наши законодатели обязательно все учтут и прислушаются. Мы должны подойти к тому, чтобы сделать единую систему в России, каким образом должно быть управление по вертикали власти, начиная от президента и заканчивая здесь у нас самой маленькой территорией − муниципалитетом», − уверен градоначальник.


В начале марта Госдума рассмотрит проект реформы местного самоуправления. Документ законодательно закрепит появившееся после поправок в Конституции определение «публичной власти», ранее несуществовавшее в правовом поле. Местная власть в стране отделена от государственной. Такое положение в поправках изменять не стали, но придумали новую конструкцию − «публичную власть» и уже внутрь нее включили и государственное, и муниципальное управление, завершив таким образом построение монолитной вертикали от президента до сельского старосты.

Нельзя сказать, что получившееся преобразование стало революционным. На протяжении нескольких десятилетий в России шло «перетекание» налогов вверх – от муниципального уровня к региональному, а от регионального на федеральный. В результате такого процесса отдельные муниципальные образования к 2022 году сначала отдают до 80% собранных налоговых средств в федеральный центр, а затем пишут заявки на участие в госпрограммах, чтобы получить из Москвы финансирование. Уровень дотационности районов Владимирской области в отдельных случаях (например, в Селивановском районе) к 2022 году достигает 85%. Постепенно оказавшись без денег, муниципальная власть по факту впала в зависимость от региональной и федеральной. Проходящая же сейчас муниципальная реформа закрепит законодательно уже действующие отношения между разными властными уровнями.

Предполагается, что губернаторы приобретут полномочия по увольнению глав муниципалитетов в связи с утратой доверия. Основанием среди прочего может стать «систематическое неисполнение целевых показателей». Следует заметить, что по факту в условиях недофинансирования исполнить целевые показатели главам тяжело. В результате увольнять или не увольнять главу самоуправления, отделенного по Конституции от государственной власти, губернатор сможет практически всегда. Для этого будет достаточно личного намерения.

Понятие «самоуправления» предполагает непосредственное участие граждан в принятии решений. В последние же годы все больше муниципалитетов отказываются от прямых выборов глав в пользу конкурсной процедуры. Частые косметические изменения выборного законодательства приводят к ситуациям, когда муниципальными депутатами становятся представители одной политической силы.

По партийной субординации народные избранники в спорах между жителями и главой встают на сторону последнего. К примеру, однопартийный Совет народных депутатов города Владимира на своих заседаниях ни разу не высказал несогласия с предложениями администрации.

«Чтобы у людей не было необходимости разбираться». Александр Авдеев рассказал простым языком, зачем нужна муниципальная реформа
Собрание Союза городов. Фото – ПроВладимир

Муниципальная реформа предполагает наличие разных процедур назначения главы муниципалитета: от конкурсной до прямых выборов. При этом при безвыборной процедуре необходимо участие минимум двух кандидатов, предложенных губернатором.

В ситуации гарантированной зависимости главы муниципалитета от губернатора выбор способа назначения руководителя местной власти оказывается между вариантом зависимости либо «сверху», либо и «сверху», и «снизу». Только наличие политической воли сразу нескольких участников процесса может сохранить прямые выборы на местном уровне. Как показывает практика, подобной политической воли на местах нет.

В случае же отсутствия выборов при подотчетности властей руководству, а не жителям, у последних теряется мотивация какого-либо участия в делах своей территории. И без того сильно индивидуализированное общество перестанет предпринимать попытки к объединениям для решения проблем.

Одной из самых популярных тем государственного дискурса последних двух десятилетий было построение гражданского общества. В контексте обсуждения новой муниципальной реформы это словосочетание не используется.

Ранее ПроВладимир поговорил о грядущей реформе местного самоуправления с социологом, доценнтом РАНХиГС Дмитрием Петросяном.

«Если брать политическую систему, то, конечно, мы видим, что она уже несколько отклонилась от того, что даже написано в измененной Конституции. Что у нас, конечно, очень упала роль любых избирательных органов как на региональном, так и на федеральном уровне. Получается персонализированная политика как в регионах, так и в целом. И это не очень хорошо. Качество управления это снижает.

Я могу себе представить, что любой управленец, допустим, мэр города, его заместители или заместители губернатора, могли бы какие-то нестандартные шаги предпринять, но они боятся их предпринимать, потому что неясно, чем это обернется. На все нужно получить разрешение, нужно вести себя более или менее тихо и спокойно, проявлять лояльность. Ну и на качестве управления это сказывается, потому что возникает разрыв между управленцами и людьми, который ничем не заполнен, кроме жалоб людей, когда у них появляется такая возможность. Это серьезная проблема», − считает социолог.

Полностью интервью с Дмитрием Петросяном читайте в материале «Кто выиграл от ухода Сипягина и кому нужна деградация муниципальной власти?»

Back to top button