Во Владимирской области в марте цены на продукты выросли на 9%, на электронику − до 30%, а услуги совсем не подорожали
Рост цен подстегнули курс доллара и ажиотажный спрос
По данным Владимирстата, за март 2022 года цены на продукты выросли на 8,9%, на непродовольственные товары − на 12,7%, а на услуги − всего на 1,6%.
С начала года потребительские цены выросли на 12,5%, тогда как в первые три месяца 2021-го этот рост составлял 2%. Такие данные содержатся в ежемесячном статистическом отчете организации.
Как уже ранее сообщал ПроВладимир, наиболее существенно среди продовольственных товаров подорожали самые распространенные базовые продукты, составляющие основу рациона для небогатых людей. Стоимость минимального набора во Владимирской области на конец марта составила 5900 рублей, увеличившись за месяц на 10,7%, а с начала года на 15%. Это самый значительный рост с 2000 года.
По росту цен на минимальный набор наш регион оказался на 11 месте в России, пропустив вперед республики Северного Кавказа. Из наших географических соседей аналогичный рост цен на самые необходимые продукты наблюдается в Нижегородской области.
В минимальный набор входят те продукты, потребляя которые, по мнению Владимирстата, человек сможет выжить. В пересчете на день это чуть больше полбуханки хлеба, 285 граммов картофеля, по одному помидору, моркови и луковице, 3/4 яблока или банана, половина яйца, 160 граммов мяса и 50 граммов рыбы, 65 граммов сахара.
Резкое подорожание продуктов из минимального набора отчасти объясняется ажиотажным спросом, образовавшемся в начале марта. В результате за март цены на сахарный песок выросли на 52,1%, капуста, морковь и рис подорожали примерно на 20%, греча − на 17,5%, соль − на 14%.
Кроме минимального набора Владимирстат мониторит также цены на фиксированный набор − список продуктов, товаров и услуг, потребляя которые человек будет вести минимально комфортный образ жизни. На конец марта для Владимирской области стоимость такого набора составила 19 773 рубля на одного члена семьи.
Увеличение цен на фиксированный набор оказалось гораздо меньше, чем на минимальный, составив 6,6% за март и 9,2% с начала года.
Среди непродовольственных товаров наибольший рост цен показала электроника и бытовые приборы − 27,3% за месяц и 33% с начала года. На 25% увеличилась цена на бытовую химию, на 14,2% − на лекарства. Продолжили дорожать строительные материалы, прибавив в цене с начала года еще 18%. На 25% за март и на 31% с начала года подорожали автомобили (здесь наблюдается очень широкий разброс в зависимости от марки транспортного средства).
По общероссийским данным Сбериндекса, в начале марта в два раза увеличился спрос на бытовую технику, на 62% − на лекарства, на 79% – на мебель. К середине марта в России произошел ажиотажный спрос на компьютеры и программное обеспечение, но он может быть связан с государственным и бизнес-секторами. К 8 мая спрос на мебель и бытовую технику прекратился и сейчас находится на рекордно низких показателях за последние два года.
Общая инфляция в сфере услуг составила 1,6%. Это объясняется тем, что при «затягивании поясов» люди в первую очередь снижают траты на услуги. Так, в марте 2022 года во Владимирской области кафе и гостиницы пользовались спросом на 24% реже, чем годом ранее. А выручка общепита, по сравнению с прошлогодней, в этом месяце упала на 26%. К началу мая в гостиничном бизнесе наблюдалось восстановление спроса, москвичи охотно бронировали суздальские отели на длинные майские выходные.
В сфере услуг значительно выросли два направления − зарубежный туризм (на 37% в марте и на 53% с начала года), а также банковские услуги (на 36% в марте и на 57% с начала года). Последнее может быть связано с введением широкого плеча на валютные операции.
Стоимость же подавляющего большинства услуг – бытовых, сферы ЖКХ, связи, образования, культуры, здравоохранения, санаторных, ветеринарных, юридических и страховых − либо не изменилась, либо даже показала незначительное снижение.